Дело № 21-124/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень 25 февраля 2019 года
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ашурова Р.А. на решение судьи Центрального районного суда города Тюмени от 22 января 2019 года,
у с т а н о в и л :
Постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника Уральского таможенного управления Тюменской таможни Федеральной таможенной службы Григорьева Р.С. от 04 октября 2018 года № 10503000-487/2018 Ашуров Р.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ? суммы незаконной валютной операции в сумме 187 500 рублей.
Не согласившись с постановлением, Ашуров Р.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление от 04 октября 2018 года №10503000-487/2018 отменить, производство по делу прекратить. Указывал, что невыполнение лишь одним из участников валютной операции своей обязанности не может порочить всю валютную операцию в целом, делая ее незаконной, а привлечение только российского резидента к административной ответственности за совершение двусторонней валютной операции - осуществления наличных расчетов, - противоречит принципам равенства лиц перед законом. Кроме того, полагал, что какие-либо доказательства нерезиденства второй стороны по сделке в материалах дела отсутствуют.
Решением судьи Центрального районного суда города Тюмени от 22 января 2019 года постановление №10503000-487/2018 по делу об административном правонарушении от 04 октября 2018 года оставлено без изменения, жалоба Ашурова Р.А. – без удовлетворения.
С данным решением не согласен Ашуров Р.А. В жалобе изложена просьба об отмене решения судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 22 января 2019 года и постановления №10503000-487/2018 от 04 октября 2018 года и прекращении производства по делу. Приводятся же доводы, что и в жалобе в районный суд.
Ашуров Р.А. и его представитель Красноборов П.М., представитель административного органа в суд не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения жалобы они были извещены надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой (л.д.35), полагаю возможным рассмотреть жалобу Ашурова Р.А. в отсутствие указанных лиц.
Проверив в порядке ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе Ашурова Р.А., материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения Ашуров Р.А. и допущенного к участию в деле в качестве защитника Красноборова П.М., настаивавших на доводах жалобы, объяснения представителя Тюменской таможни Мальцевой М.Х., возражавшей против удовлетворения жалобы, оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления должностного лица административного органа не усматриваю.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как правильно установлено судьей районного суда, 25 июня 2018 года физическое лицо - гражданин России Ашуров Р.А. (Продавец-Резидент) и гражданин Республики Узбекистан <.......>. Узбекистан (Покупатель – Нерезидент) заключили договор купли-продажи башенного <.......> выпуска 1994, заводской номер 2624, в соответствии с которым гражданин Ашуров Р.А. передает в собственность, а гражданин Республики Узбекистан <.......> принимает и оплачивает за башенный передвижной кран <.......>, сумму в размере 250000 рублей.
Предметом сделки по данному Договору является башенный кран передвижной <.......>. Согласно паспорту башенного крана назначение крана - механизация строительно-монтажных работ при возведении жилых, промышленных и административных зданий и сооружений.
Согласно Заключению эксперта № 042-02-00089 Торгово-промышленной палаты Тюменской области от 03 июля 2018 года данный башенный кран не является металлоломом и может быть использован по прямому назначению. Кран подлежит регистрации в органах ГОСГОРТЕХНАДЗОРА.
Вышеуказанное транспортное средство принадлежит Продавцу на основании паспорта башенного крана тип передвижной индекс <.......>.
В соответствии со статьями 421, 423, 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) договор является возмездным, и исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон в размере 250 000 рублей, уплачиваемых Покупателем Продавцу.
В соответствии с заключенным договором купли-продажи согласно акту приема-передачи от 25 июня 2018 года Ашуров Р.А. передал, а <.......> принял башенный кран передвижной <.......>.
В товарной накладной от 25 июня 2018 б/н отражено, что поставка передвижного <.......> осуществляется на условиях FCA - г.Тюмень, России (Инкотермс 2010) от Ашурова Р.А <.......> на сумму 250000 рублей. Счет-фактуру б/н от 25 июня 2018 года за башенный кран передвижной <.......> на сумму 250000 рублей Ашуров Р.А. предъявил <.......>
Полагая вынесенное в отношении Ашурова Р.А. постановление законным и обоснованным, судья районного суда обоснованно исходил из следующего.
Правила валютного регулирования установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктами «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ под валютной операцией понимается, в том числе, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Исходя из подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к нерезидентам относятся, в том числе: физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 названной части.
Статьей 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.
Вместе с тем, порядок осуществления валютных операций физическими лицами - резидентами регламентирован частью 3 статьи 14 Федерального закона 173-ФЗ, в соответствии с которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций поименованных в пунктах 1 - 9 части 3 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим. Осуществление расчета по договору купли-продажи, заключенному между нерезидентом и резидентом, в данном перечне не указано.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и виновность Ашурова Р.А. подтверждаются доказательствами по делу: постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10503000-487/2018 от 04 октября 2018 года (л.д.5-12), протоколом об административном правонарушении от 07 сентября 2018 года, с которым Ашуров Р.А. был ознакомлен и согласен, о чем имеется ее подпись.
Довод жалобы о том, что валютное законодательство, не содержит норм, запрещающих совершать валютные операции, минуя счет в уполномоченных банках, обоснованно признан несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с установленной ч.1 ст. 15.25 указанного Кодекса санкцией с учётом требований части 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены решения судьи районного суда не усматривается.
При этом привлечение либо непривлечение к какой-либо ответственности второй стороны сделки (покупателя) на правовую квалификацию действий Ашурова Р.А. не влияет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░