Решение по делу № 2а-195/2020 от 04.02.2020

                                адм/д 2а-195/2020

Решение составлено

10.03.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Верхняя Салда                                                                                      04 марта 2020 года Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Бияновой М.С.

с участием административного истца Орлова И.И.

представителя административного ответчика Салдинского РОСП УФССП России по Свердловской области КонявскогоА.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орлова Ильи Игоревича к Салдинскому РОСП УФССП России по Свердловской области, судебному приставу-исполнителю Салдинского РОСП УФССП по Свердловской области Мазневой Екатерине Николаевне о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, возврате излишне взысканного штрафа,

у с т а н о в и л:

Административный истец Орлов И.И. обратился в суд с административным иском, в котором признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Салдинского РОСП о возбуждении исполнительного производства № ...., предметом которого является взыскание уголовного штрафа в сумме 100 000 руб.; обязать Салдинский РОСП возвратить излишне взысканный штраф в сумме 100 000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что был осужден приговором Верхнесалдинского городского суда от 06.03.2008, было назначено наказание в виде лишения свободы со штрафом в сумме 100 000 руб., возбуждено исполнительное производство № .... о взыскании штрафа в сумме 100 000 руб. Приговором Краснотурьинского городского суда от 19.01.2015 он осужден к лишению свободы, к наказанию по данному приговору в соответствии со ст. 70 УК РФ частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Верхнесалдинского городского суда от 06.03.2008 в виде двух лет лишения свободы со штрафом в сумме 100 000 руб. Вновь было возбуждено исполнительное производство № .... о взыскании с него уголовного штрафа в сумме 100 000 руб. В результате чего, 10.01.2019 Салдинским РОСП с него дважды взыскан уголовный штраф в сумме 100 000 руб. В ответ на его обращение в Салдинский РОСП о возврате излишне уплаченной суммы штрафа, получен отказ.

В судебном заседании административный истец заявленные требования и доводы изложенные в обоснование административного иска, поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что судебный пристав-исполнитель не вправе был возбуждать исполнительное производство № .... о взыскании с него уголовного штрафа в сумме 100 000 руб., поскольку он уже являлся должником по исполнительному производству № .... о взыскании штрафа в сумме 100 000 руб. Поскольку ему наказание в виде штрафа не назначалось дважды, с него был незаконно удержан дважды штраф в сумме 100 000 руб.

Судебный пристав-исполнитель Салдинского РОСП Мазнева Е.Н., привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Салдинского РОСП старший судебный пристав Коняковский А.П. в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что исполнительное производство № .... было возбуждено на основании исполнительного документа, выданного Краснотурьинским городским судом, предметом которого являлось взыскание штрафа в сумме 100 000 руб. В настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований.

Представитель УФССП России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

    В соответствии с ч.1 ст. 218, ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Частью 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным законом.

В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Частью 1 ст. 1, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать представленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, должны быть направлены на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства; меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства (ч. ч. 1 - 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 2 ст. 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функции исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в производстве судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство № ...., возбужденное судебным приставом-исполнителем 10.06.2008, с предметом исполнения: взыскание с Орлова И.И. уголовного штрафа (дополнительного наказания) в размере 100 000 руб.

Исполнительный документ выдан в связи с исполнением дополнительного наказания в виде штрафа, назначенного Орлову И.И. приговором Верхнесалдинского городского суда от 06.03.2008,, которым он осужден по п. «в» ч. 4 ст. 162, ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 10 годам лишения свободы со штрафом 100 000 руб.

21.04.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения в ФКУ <....> по месту отбытия Орловым И.И. наказания и получения дохода.

Данное исполнительное производство окончено 06.02.2019 в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Приговором Краснотурьинского городского суда от 19.01.2015 Орлов И.И. осужден по ч.2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы, по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по приговору Краснотурьинского суда, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Верхнесалдинского суда от 06.03.2008, окончательно назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы со штрафом в размере 100 000 руб.

На основании исполнительного листа, выданного 01.06.2015 Краснотурьинским городским судом о взыскании с Орлова И.И. в федеральный бюджет штрафа в размере 100 000 руб. (дополнительное наказание), судебным приставом-исполнителем 17.07.2015 возбуждено исполнительное производство № .... о взыскании с Орлова И.И. уголовного штрафа, как дополнительного наказания, в размере 100 000 руб.

22.09.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения в ФКУ <....> по месту отбытия Орловым И.И. наказания и получения дохода.

Исполнительное производство окончено 07.02.2019 фактическим исполнением, поскольку денежная сумма в размере 100 000 руб. уплачена должником Орловым И.И. в полном объеме.

Также из материалов дела следует, что Орловым И.И. произведена оплата задолженности по исполнительным производствам № .... и № .... в сумме 100 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от д.м.г. № .... и № .....

Разрешая заявленные административным истцом требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Салдинского РОСП о возбуждении исполнительного производства № ...., суд приходит к выводам, что действия судебного пристава-исполнителя являются законными, поскольку совершены в соответствии с Законом об исполнительном производстве, в пределах полномочий, основания для отказа в возбуждении исполнительного производства и неисполнения судебного акта о взыскании с должника штрафа у судебного пристава отсутствовали.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства указаны в ст. 31 Закона об исполнительном производстве, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Принимая решение о возбуждении исполнительного производства № ...., судебный пристав-исполнитель действовал правомерно, во исполнение требований исполнительного документа на основании вступившего в законную силу приговора Краснотурьинского городского суда от 19.01.2015.

На момент возбуждения данного исполнительного производства исполнительный документ, выданный Верхнесалдинским городским судом, на основании которого возбуждено исполнительное производство № ...., не отменен, не был отозван судом, его выдавшим, в связи с чем судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление о возбуждении исполнительного производства и совершил исполнительные действия, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Суд отмечает, что судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с законом и без нарушения прав административного истца, который не лишен возможности в установленном порядке разрешить вопрос о возврате ему излишне уплаченных (взысканных) в бюджет денежных средств в счет штрафа в размере 100 000 руб.

Административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, при этом он не лишен в дальнейшем возможности в установленном порядке разрешить вопрос о возврате ему излишне уплаченных (взысканных) в бюджет денежных средств в счет штрафа.

Так, в силу абз. 4 п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов принимает администратор доходов бюджета и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 05.09.2019) "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", администраторы доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представляют в орган Федерального казначейства поручения (сообщения) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно п. 27 Приказа Министерства Финансов РФ от 18.12.2013 № 125н "Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами Бюджетной системы РФ" возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты.

Таким образом, для возврата излишне уплаченной Орловым И.И. суммы предусмотрен иной правовой механизм. По смыслу приведенных норм права, возврат излишне уплаченной суммы уголовного штрафа носит заявительный характер.

В случае назначения судом штрафа в качестве основного или дополнительного вида уголовного наказания доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации присваиваются коды бюджетной классификации, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося федеральным органом государственной власти, в производстве которого находилось дело, по которому принято решение прокурора о направлении его в суд.

До обращения к соответствующему администратору доходов бюджета с заявлением и получения от него отказа права административного истца не могут считаться нарушенными.

Поскольку совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого постановления требованиям закона и нарушение прав, законных интересов и свобод административного истца в данном случае отсутствует, оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска Орлова Ильи Игоревича к Салдинскому РОСП УФССП России по Свердловской области, судебному приставу-исполнителю Салдинского РОСП УФССП по Свердловской области Мазневой Екатерине Николаевне о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, возврате излишне взысканного штрафа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд.

     Судья                         О.В.Исаева

2а-195/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлов Илья Игоревич
Ответчики
УФССП России по Свердловской области
Судебный пристав-исполнитель Салдинского РОСП УФССП России Мазнева Екатерина Николаевна
Салдинский РОСП УФССП России по Свердловской области
Суд
Верхнесалдинский городской суд Свердловской области
Судья
Исаева Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
verhnesaldinsky.svd.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация административного искового заявления
04.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее