Решение по делу № 7-177/2019 от 20.05.2019

Лакский районный суд

Судья Абакаров М.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 7-177/2019 г.

г. Махачкала 25 июня 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Г.Н. на постановление судьи Лакского районного суда от 8 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Г.Н.,

установил:

постановлением судьи Лакского районного суда от 8 апреля 2019 года Г.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 500 рублей.

Согласно постановлению 8 апреля 2019 года около 14 часов 45 минут Г.Н. подошел к работникам полиции, которые находились на центральной улице сел. <адрес> возле здания Кумухского лицея, начал снимать их на видео и выкрикивать в отношении них «вы мои слуги, вы мои рабы, слушайтесь меня». На требования сотрудников полиции прекратить свои действия и не кричать на них не реагировал, отказался представить удостоверение личности, после чего был доставлен в отдел полиции МО МВД РФ «Лакский».

Не согласившись с указанным постановлением Г.Н. подал на него жалобу в Верховный Суд Республики Дагестан, в которой просит постановление отменить, указывая в обоснование на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании Г.Н. жалобу поддержал и просил ее удовлетворить, пояснив, что административного правонарушения не совершал, выполнять законные требования или распоряжения сотрудников полиции он не отказывался, ему таких требований не предъявлялось, в чем выразилось его неповиновение из протокола об административном правонарушении не усматривается. Напротив, сотрудники полиции сами начали оскорблять и унижать его, возмутившись его необоснованным, с их точки зрения, обращением в отдел полиции с жалобой, связанной с нахождением на улице сел. Кумух беспризорной собаки, представлявшей опасность для окружающих.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы Г.Н., прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Признавая Г.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, судья Лакского районного суда сослался на следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 8 апреля 2019 года ; рапорты сотрудников полиции МО МВД «Лакский» Я.Р., К.Ж., М.Д.; письменные объяснения М.З. и З.А., показания свидетелей М.Д. и О.Н.

Однако, с выводом судьи о доказанности вины Г.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Правила оформления названного документа указаны в частях 2 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе должно быть указано событие административного правонарушения, содержаться объяснения физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а в силу ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

В соответствии с п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Изучением протокола об административном правонарушении установлено, что в нем отсутствует объяснение Г.Н., данные о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, ознакомлении его с протоколом об административном правонарушении и получении им его копии.

Также в протоколе отсутствуют записи об отказе Г.Н. от дачи объяснений, ознакомлении с протоколом и получении его копии, что позволяет прийти к выводу о том, что дать объяснения Г.Н. не предлагалось, права и обязанности ему не разъяснялись, с протоколом его не ознакамливали и копию протокола не вручали.

Указанное в протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения не свидетельствует о совершении Г.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ и отличается от обстоятельств, установленных судьей Лакского раонного суда в обжалуемом постановлении.

Так, из протокола об административном правонарушении от 8 апреля 2019 года усматривается, что «8 апреля 2019 года в 14 часов 45 минут Г.Н., находясь на центральной улице сел. <адрес>, выкрикивал в адрес сотрудников полиции, на неоднократные требования прекратить реагировал неадекватно и продолжал высказывания».

Таким образом, из содержащегося в протоколе об административном правонарушении описания события административного правонарушения не усматривается характер высказываний Г.Н. в адрес сотрудников полиции, противоправность его действий, законность предъявляемых ему сотрудниками полиции распоряжений или требований и отказ Г.Н. от их выполнения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Указанные выше нарушения, допущенные при оформлении протокола об административном правонарушении, являлись основанием для возвращения судьей районного суда протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его, для устранения изложенных выше нарушений закона на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тем не менее, указанные требования судьей районного суда выполнены не были.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на не вступивший в законную силу судебный акт, принятый по делу.

В этой связи, учитывая нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении от 8 апреля 2019 года, данный протокол не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и подлежит исключению из числа доказательств.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Лакского районного суда РД от 8 апреля 2019 года в отношении Г.Н. подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях Г.Н. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Дагестан

решил:

постановление судьи Лакского районного суда от 8 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г.Н. отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях Г.Н. состава административного правонарушения.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов

7-177/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Абдулхалимов Мурад Магомедович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее