дело № 2а-4107/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 01 августа 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре Хан А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Верещаго Анастасии Александровны к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным отказа и возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Верещаго А.А. обратилась в суд с административным иском к межрегиональному территориальному управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в котором просит признать незаконным решение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 03 декабря 2018г. У об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1807 кв.м., в целях размещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Х, возложить на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность в утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях размещения многоквартирного жилого дома.
Требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения (квартиры в многоквартирном жилом доме), расположенной по адресу: Х2. Верещаго обратилась в ДМИЗО администрации г.Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1946 кв.м. в целях размещения многоквартирного жилого дома, сообщением от 29.05.2019г. ей было отказано в утверждении схемы на КПТ, поскольку границы формируемого земельного участка расположены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером Х в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации, кроме того земельный участок образуется в двух зонах: Ж-1 и ИТ. 03.07.2019г. истцом были получены сведения из ИСОГД, границы участка были откорректированы, что привело к изменению его площади до 1807 кв.м.. Образуемый земельный участок по Х находится в пределах земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х инженером была подготовлена схема расположения земельного участка. Сообщением от 03.12.2018г. истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с отсутствием проекта межевания территории. С данным отказом административный истец не согласна.
Административный истец Верещаго А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще и своевременно, доверила защиту своих интересов представителю. Ранее в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования.
Представитель административного истца адвокат Авдеева Н.А., действует на основании ордера №1202 от 05.06.2019г., в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивала.
Представитель административного ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Макеенко И.А., действует на основании доверенности от 20.11.2018г., образование подтверждено дипломом, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы письменных возражений, мотивированных следующим. Образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многократными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Отсутствие проекта межевания территории само по себе не свидетельствует о фактическом отсутствии элемента планировочной структуры на уже застроенной территории, а не подлежащей застройке. Восстановительная мера в виде возложения обязанности согласовать схему является преждевременной, поскольку имеются иные основания для отказа, предусмотренные ЗК РФ. Просмотр земельного участка на публичной кадастровой карте Росреестра и других общедоступных картографических сайтах показывает, что в границах формируемого участка видно расположение объектов, имеющих признаки объектов недвижимости, сведения на которые ответчику не представлены.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени судебного заседания извещен, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. Испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, на который зарегистрировано право собственности РФ. Таким образом у Департамента отсутствуют основания по распоряжению вышеуказанным земельным участком Испрашиваемый земельный участов частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Границы частично пересекают границы другого участка, в отношении которого зарегистрировано право собственности третьих лиц.
Заинтересованные лица Синицын В.Н., Комина О.В., Астафьев В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще и своевременно, ранее в судебном заседании поддержали административные исковые требования, просили их удовлетворить.
Поскольку участие сторон не признано судом обязательным, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ.
Согласно п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Данный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с п.17 ст.39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, Верещаго А.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Х на основании договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 07.11.2015г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.11.2015г. (л.д.7), выпиской из ЕГРН от 20.05.2019г. №КУВИ-001/2019-11087837 (л.д.56-57).
Данное жилое помещение приобретено Верещаго А.А. по договору купли-продажи жилого помещения (квартиры), заключённому 07.11.2015г. с Кулаченко А.К. (л.д.44).
Согласно справки ФГУП «Красноярское» У от 15.05.2012г. квартира по адресу Х прилегающим земельным участком площадью 0,05га была выделена Кулаченко А.К. в 1977 году в постоянное (бессрочное) пользование (л.д.46, 125).
Собственником Х указанном доме является Синицын В.Н., выписка из ЕГРН от 20.05.2019г. №КУВИ-001/2019-11087878 (л.д.55-56). Квартира У используется Коминой О.В. по договору социального найма жилого помещения от 14.01.2009г. (л.д.77-79). Квартира У предоставлена по ордеру РО У от 05.05.1998г. Астафьеву В.В. (л.д.81), право собственности на квартиру в настоящее время не зарегистрировано (л.д.54).
С целью оформления земельного участка административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к которому приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обращение зарегистрировано за вх.У от 11.10.2018г., вх.№б/н от 16.11.2018г.. Обращение от 11.10.2018г. подписано также Астафьевым В.В., Коминой О.В., Синицыным В.Н..
По результатам рассмотрения заявления территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 03.12.2018г. У было отказано в рассмотрении вопроса, изложенного в обращении, поскольку вопреки требованию п.3 ст.11.3 ЗК РФ отсутствует утвержденный проект межевания территории.
Иные основания для отказа в ответе на обращение не указаны.
Разрешая заявленные требования, установив, что истцу в установленном законом порядке на праве собственности принадлежит вышеуказанный объект недвижимого имущества (квартира), учитывая, что единственным основанием для отказа в утверждении схемы и предварительного согласования предоставления земельного участка является отсутствие утвержденного проекта межевания территории, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 03.12.2018г. У является незаконным, поскольку указанное в нем основание не предусмотрено пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом указанный в данной норме права перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым признать оспариваемое решение незаконным, в порядке восстановления прав истца возложить на административного ответчика обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть ранее поданные Верещаго А.А. обращения.
Требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности выполнить предварительное согласование предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку, с учетом исследованных обстоятельств дела, заявлено преждевременно. Так, в материалы дела стороной административного истца представлен межевой план от 30.06.2019г. (л.д.100-109), в котором содержится схема расположения земельных участков, отличная от представленной с обращением административного истца к административному ответчику (л.д.20-21), что стороной истца не отрицается. Поскольку в оспариваемом отказе не указано на какие-либо недостатки схемы, данный вопрос не может разрешаться судом, однако должен быть исследован административным ответчиком в рамках повторного рассмотрения заявления Верещаго А.А..
Кроме того, полномочия по распоряжению земельными участками возложены именно на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, следовательно, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка вправе принимать муниципальный орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Верещаго Анастасии Александровны к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным отказа и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 03 декабря 2018г. У об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1807 кв.м., в целях размещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Х.
Возложить на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть ранее поданные Верещаго Анастасией Александровной обращения №б/н от 11.10.2018г., №б/н от 16.11.2018г.
В удовлетворении требований о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Басинская