Дело № 2 - 1070/16
Решение
именем Российской Федерации
08 сентября 2016 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хабибрахманова Д.А.,
представителей ответчика ООО «Теплострой» - Хафизова О.Н. и Хайбуллов А.И.,
при секретаре Потаповой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Татарстан) в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах к ООО «Теплострой» в защиту прав неопределенного круга лиц о признании действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными и прекращении противоправных действий,
установил:
Территориального отдела Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Татарстан) в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах обратился в суд с иском в вышеизложенной формулировке в обосновании, указав, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах ДД.ММ.ГГГГ. поступило письменное обращение гр. ФИО5 № о неудовлетворительном качестве питьевой воды подаваемой потребителю по адресу: <адрес>. Аналогичное обращение поступало в наш адрес ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения административного расследования установлено, что согласно лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» проба воды по санитарно- химическим показателям <адрес> не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - жесткость общая превышает допустимую норму не более 7мг-экв./л. Поэтому Территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Татарстан) в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах просит признать бездействия ООО «Теплострой» по неисполнению требований санитарного законодательства в части обеспечения соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» незаконным. Обязать ООО «Теплострой» устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в <адрес> в т.ч. по адресу: <адрес> выразившиеся в не соответствии СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - показатель жесткость общая превышает допустимую норму не более 7мг-экв./л.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в их отсутствие.
Представители ответчика ООО «Газовик» исковые требования признали, пояснили, что в настоящее время договор на управление объектами коммунальной инфраструктуры расторгнут и они не вправе совершать требуемые действия.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1. ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
В соответствии с ч. 2. ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3, 4, 5 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
В соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Оспариваемые действия Общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» (далее ООО «Теплострой») касаются неопределенного круга лиц, а именно – любых лиц, являющихся потребителями питьевой воды. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. ст. 11, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг, а также осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Судом установлено, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах ДД.ММ.ГГГГ поступило письменное обращение гр. ФИО5 № о неудовлетворительном качестве питьевой воды подаваемой потребителю по адресу: <адрес>. Аналогичное обращение поступало в наш адрес ДД.ММ.ГГГГ №.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах данные обращения были рассмотрены путем проведения административного расследования в отношении ООО «Теплострой», как юридического лица ответственного за обеспечение водоснабжения населения в <адрес>, в т. ч. по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание № ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах об отборе проб питьевой воды и проведении лабораторных исследований ( испытаний).
Согласно протокола лабораторных испытаний №Б пес от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» проба воды по санитарно- химическим показателям <адрес> не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - жесткость общая превышает допустимую норму не более 7мг-экв./л., что является нарушением: ст. 11, 19 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
Суд находит, что указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм непосредственно затрагивают права и законные интересы граждан, проживающих в <адрес> в связи, с чем создается реальная угроза для здоровья неопределенного круга лиц, в связи потреблением питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных правил. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а следовательно, исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Татарстан) в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд полагает, что расторжение в настоящее время договора на управление объектами коммунальной инфраструктуры не может служить основанием для отказа в иске, поскольку нарушения были выявлены в период действия договора, соответственно ответчик был обязан устранить выявленные нарушения при любом положении. Кроме того, с учетом всех выявленных обстоятельств, суд полагает, что расторгая договор управления коммунальными объектами ответная сторона стремилась уйти от ответственности за выявленные нарушения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ ГК РФ, суд
решил:
Признать бездействия ООО «Теплострой» по неисполнению требований санитарного законодательства в части обеспечения соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» незаконным.
Обязать ООО «Теплострой» устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в <адрес> в т.ч. по адресу: <адрес> выразившиеся в не соответствии СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - показатель жесткость общая превышает допустимую норму не более 7мг-экв./л.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: