Дело № 2-932/2020 (№70RS0004-01-2020-000629-97)
Именем Российской Федерации
Решение
24 марта 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Куц Е.В.,
при секретаре Шадриной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Бывальцева Дмитрия Михайловича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Бывальцев Д.М. обратился к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 50 кв.м., состоящее из двух комнат, находящееся в черте муниципального образования Город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В обоснование требований указано, что Бывальцев Д.М. является .... Заболевание истца входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание лиц в одной квартире. Собственного жилья у истца нет, в настоящее время проживает по адресу: .... Распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. До настоящего времени отдельное жилое помещение ответчиком не представлено. В связи с чем полагает, что администрация г.Томска уклоняется от предоставления ему жилого помещения вне очереди.
Стороны в судебное заседание, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, изучив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Согласно материалам дела Бывальцев Д.М., ... года рождения, установлена ..., что подтверждается справкой серии ... от 03.06.2008.
Врачебной справкой № 99 от 26.02.2016, выданной ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница», подтверждается, что Бывальцев Д.М. ..., в соответствии с Перечнем заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Постановление правительства от 21.12.2004 №817.
Врачебной справкой № 100 от 26.02.2016, выданной ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница», подтверждается, что Бывальцев Д.М. ..., по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечня тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно письму №1828 от 17.02.2020 ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» Бывальцев Д.М. состоит на ...
Как указано в п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ перечень соответствующих заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 был утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении.
Согласно п. 3 данного Перечня хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (код заболеваний по МКБ-10 – F00-F99) отнесены к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении.
С 01.01.2018 Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 № 859. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н утвержден новый перечень заболеваний, в соответствии с которым в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире отнесено заболевание, имеющие код по МКБ-10 – G40 - G42).
Данное законоположение направлено на защиту интересов указанных в нем граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Так, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н, к данным заболеваниям отнесено заболевание Бывальцева Д.М., указанное во врачебной справке № 99 от 26.02.2016, выданной ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница», с ...
В Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим им, право на дополнительную площадь, утвержденный приказом Минздрава от 30.11.2012 № 991н, отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями с кодом заболевания по МКБ-10: F01; F03- F09, F20- F29, F30- F33, F84.0, F84.1, соответственно, к данным заболеваниям отнесено заболевание Бывальцева Д.М., указанное во врачебной справке № 100 от 26.02.2016, выданной ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница», ...
Таким образом, имеющееся у истца заболевание свидетельствует о невозможности совместного проживания больного с другими гражданами в одной квартире, характер заболевания Бывальцева Д.М. предусматривает право на получение ему жилищных льгот.
Суд учитывает, что положения п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ устанавливают особый льготный порядок реализации жилищных прав указанных категорий граждан исходя из необходимости оградить их и проживающих с ними лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что законодателем в отношении лиц, имеющих заболевание с кодом «F20.0», закреплена совокупность специальных правовых норм: во-первых, о невозможности их совместного проживания с другими гражданами, во-вторых, о праве на получение дополнительной жилой площади, в третьих, о праве на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец Бывальцев Д.М. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, поскольку страдает заболеванием в соответствии с перечнем, свидетельствующим о невозможности совместного проживания его, как больного, с другими гражданами в одной квартире.
При решении вопроса об обеспечении во внеочередном порядке жилищных прав Бывальцева Д.М., суд учитывает требования ч.5 ст.17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: состояние здоровья, невозможность совместного проживания в силу категории заболевания, другие заслуживающие внимание обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что Бывальцев Д.Б. фактически проживает в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 50,80 кв.м., совместно с ним в указанном жилом помещении также проживают ...
Иного жилья, принадлежащего ему на каком-либо праве, Бывальцев Д.М. не имеет, что подтверждается сведениями, предоставленными ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 03.09.1998, уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.12.2019 №...
Из представленной в материалы дела справки №468/1080 от 26.05.2016, выданной администрацией Ленинского района г.Томска, следует, что распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от 25.05.2016 Бывальцев Д.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании ч. 4 ст. 51 ЖК РФ. По состоянию на 2016 года общая очередь истца №2442, льготная очередь №57.
При таких обстоятельствах, суд считает требование Бывальцева Д.М. о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Данная обязанность должна быть возложена на администрацию Города Томска исходя из следующего.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, истец принята на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи, с чем подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу ст. 12, ч.1 ст. 130 и ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч.1 ст. 2, п.6 ч.1 ст. 14, п.6 ч.1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 14 и п.3 ч.2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч.3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении указанной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из анализа приведенных нормативных положений в их совокупности суд приходит к выводу о том, что предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.
На основании изложенного, суд полагает, что администрация города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.
При определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.
В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Из положений ст.50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 2).
Определяя предоставляемую истцу площадь жилого помещения, суд исходит из нормы предоставления 25 кв.м., а также права Бывальцева Д.М. на дополнительную жилую площадь, которую суд считает необходимым определить в размере 15 кв.м.
Таким образом, Бывальцеву Д.М. надлежит предоставить по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 40 кв.м в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Часть 2 ст.206 ГПК РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ представлено не было. По результатам вступления решения в законную силу, в случае необходимости ответчик не лишен права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных причин.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.
Руководствуясь, ст. ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое требование Бывальцева Дмитрия Михайловича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию Города Томска предоставить Бывальцеву Дмитрию Михайловичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 40 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную площадь.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: