Дело № 2-1653/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма Смоленской области 10 декабря 2018 г.
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,
при секретаре Григорьевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой В.А. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области о восстановлении срока принятия наследства и признании ее принявшей наследство,
У С Т А Н О В И Л:
Макарова В.А., с учетом уточнений, обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области о восстановлении срока принятия наследства и признании ее принявшей наследство, в обоснование заявленных требований указав, что ** ** ** 2017 г. умерла Н.В., составившая при жизни завещательное распоряжение на денежные вклады по счетам: № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, хранящиеся в подразделении № ХХХ Среднерусского банка ПАО Сбербанк, на имя Макаровой В.А.
Поскольку истец не является наследником первой и второй очереди по закону после умершей ** ** ** 2017 г. Н.В., к нотариусу с заявлением о принятии наследства она не обращалась.
Наследником после умершей ** ** ** 2017 г. Н.В. являлась ее сестра Л.В., которая фактически приняла наследство, но не оформила свои наследственные права.
** ** ** 2018 г. умерла Л.В., наследником которой по закону является Нечипоренко В.В.
О завещательном распоряжении истец узнала 7 августа 2018 г., то есть после того, как Нечипоренко В.В. получил свидетельство о праве на наследство по закону после смерти Л.В.
Истец обратилась к нотариусу Вяземского нотариального округа Смоленской областной нотариальной палаты с заявлением о принятии наследства после смерти Н.В. В выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию ей было отказано, так как пропущен установленный законом срок принятия наследства. Кроме того, на день смерти Н.В. совместно с наследодателем никто не проживал. Также не представлены документальные доказательства фактического принятия наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Полагает, что установленный законом срок для принятия наследства пропущен по уважительной причине, поскольку она не знала о наличии у Н.В. наследственного имущества в виде денежных вкладов в Сбербанке России.
Согласно справке подразделения № ХХХ Среднерусского банка ПАО Сбербанк от 23 августа 2018 г. на счете № ХХХ, открытом на имя наследодателя, имеются денежные средства в размере 72959 рублей 36 копеек.
Ссылаясь на ст. ст. 1111-1112, 1128, 1154 ГК РФ, просит суд восстановить срок для принятия наследства в виде вклада с причитающимися процентами и компенсациями в размере 72959 рублей 36 копеек, хранящиеся в подразделении № ХХХ Среднерусского банка ПАО Сбербанк на счете № ХХХ, после смерти Н.В., ** ** ** года рождения, умершей ** ** ** 2017 г. в ..., по завещательному распоряжению и признать ее (Макарову В.А.) принявшей наследство после смерти Н.В.
Истец Макарова В.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Третье лицо Нечипоренко В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении рассмотрения дела и возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1152, ст. 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В силу ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и тому подобное;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ** ** ** 2017 г. умерла Н.В. (л.д. 8).
Из представленного по запросу суда наследственного дела № ХХХ к имуществу Н.В., умершей ** ** ** 2017 г., усматривается, что 23 ноября 2017 г. к нотариусу Вяземского нотариального округа Смоленской областной нотариальной палаты И.Д. с заявлением о принятии наследства обратилась Л.В., приходящаяся сестрой наследодателя (л.д. 3 наследственного дела № ХХХ).
** ** ** 2018 года Л.В. умерла (л.д. 26 наследственного дела № ХХХ), наследником является Нечипоренко В.В.
Материалами наследственного дела № ХХХ к имуществу Н.В., умершей ** ** ** 2017 г., подтверждено, что свидетельств о праве на наследство по закону или по завещанию не выдавалось.
Таким образом, наследницей после смерти Н.В. являлась ее сестра Л.В., принявшая наследство, но не оформившая своего права.
Согласно представленному по запросу суда наследственному делу № ХХХ к имуществу Л.В., умершей ** ** ** 2018 г., 7 августа 2018 г. Нечипоренко В.В. выданы свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 37, 38 наследственного дела № ХХХ).
Исходя из п. 1 ст. 1128 ГК РФ права на денежные средства, внесенные гражданином во вклад или находящиеся на любом другом счете гражданина в банке, могут быть по усмотрению гражданина завещаны либо в порядке, предусмотренном статьями 1124 - 1127 настоящего Кодекса, либо посредством совершения завещательного распоряжения в письменной форме в том филиале банка, в котором находится этот счет. В отношении средств, находящихся на счете, такое завещательное распоряжение имеет силу нотариально удостоверенного завещания.
Пунктами 2, 3 ст. 1128 ГК РФ установлено, что завещательное распоряжение правами на денежные средства в банке должно быть собственноручно подписано завещателем с указанием даты его составления и удостоверено служащим банка, имеющим право принимать к исполнению распоряжения клиента в отношении средств на его счете, порядок совершения завещательных распоряжений денежными средствами в банках определяется Правительством Российской Федерации; права на денежные средства, в отношении которых в банке совершено завещательное распоряжение, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях в соответствии с правилами настоящего Кодекса. Эти средства выдаются наследникам на основании свидетельства о праве на наследство и в соответствии с ним, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1174 настоящего Кодекса.
31 января 2006 г. Н.В. совершено завещательное распоряжение, в соответствии с которым она завещала свои вклады по счетам № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, № ХХХ, хранящиеся в филиале № ХХХ Вяземского отделения Сбербанка России, Макаровой В.А. (л.д. 11, л.д. 29 наследственного дела № ХХХ).
По состоянию на 22 августа 2018 г. - 23 августа 2018 г. на счете № ХХХ, открытом 4 марта 2003 г. в подразделении № ХХХ Среднерусского банка ПАО Сбербанк на имя Н.В., числятся денежные средства в сумме 72959 рублей 36 копеек. Оформлено завещательное распоряжение 31.01.2006 на имя Макаровой В.А., доля в наследстве 1, завещательное распоряжение не отменялось и не изменялось (л.д. 20, л.д. 31-32 наследственного дела № ХХХ).
29 августа 2018 г. к нотариусу Вяземского нотариального округа Смоленской областной нотариальной палаты И.Д. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию обратилась Макарова В.А., являющаяся наследником по завещательному распоряжению, удостоверенному ст. контролером-кассиром ХХХ Е.И. 31 января 2006 г. и зарегистрированному в книге регистрации за № ХХХ. Наследственное имущество заключается в денежных вкладах с причитающимися процентами в подразделении № ХХХ Среднерусского банка ПАО Сбербанк, по счетам наследодателя № ХХХ, № ХХХ (ранее счет № ХХХ), № ХХХ (ранее счет ХХХ) (л.д. 28 наследственного дела № ХХХ).
Согласно разъяснению нотариуса об оформлении наследственных прав, с заявлением о принятии наследства в предусмотренный законом срок в нотариальную контору Макарова В.А. не обращалась. Также не представлено документальных доказательств фактического принятия наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Таким образом, Макаровой В.А. пропущен установленный законом срок для принятия наследства. При указанных обстоятельствах выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию не представляется возможным, так как выдача свидетельства о праве на наследство, не принятое в установленный законом срок, противоречит закону (л.д. 34 наследственного дела № ХХХ).
Суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок принятия наследства после смерти Н.В., умершей ** ** ** 2017 г.
Разрешая заявленные требования о восстановлении срока принятия, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для его восстановления, свидетельствующие об уважительности причин пропуска указанного срока.
Довод истца о том, что о составленном Н.В. при жизни завещательном распоряжении, которым она (Н.В.) завещала свои вклады по счетам Макаровой В.А., последняя узнала 7 августа 2018 г., а именно после выдачи Нечипоренко В.В. свидетельств о праве на наследство по закону после смерти Л.В., в связи с чем она пропустила срок принятия наследства по уважительной причине, по мнению суда, не может свидетельствовать об уважительности причины пропуска срока.
Таким образом, суду не представлено доказательств уважительности причин, препятствовавших истцу в принятии наследства в течение установленного законом шестимесячного срока.
Кроме того, суд отмечает, что исходя из вышеприведенных правовых норм и акта их толкования, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества также не являются уважительными обстоятельствами.
Макаровой В.А. не представлены доказательства фактического принятия и сохранения завещанного наследственного имущества после смерти Н.В., то есть ею не были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства в виде денежного вклада.
При указанных выше обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о восстановлении срока для принятия наследства после смерти Н.В.. умершей ** ** ** 2017 г., и признании ее принявшей наследство по завещательному распоряжению в виде денежного вклада с причитающимися процентами и компенсациями по счету № ХХХ, открытому 4 марта 2003 г. на имя Н.В. в подразделении № ХХХ Среднерусского банка ПАО Сбербанк.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
11.01.2019 – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.