11RS0001-01-2019-005619-34
Дело № 2-5866/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,
при секретаре Рейш В.А.,
истца Пальшиной Ю.В.,
представителя ответчика Агарковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 сентября 2019 года гражданское дело по иску Пальшиной Ю.В. к ГБУ РК «ЦЗСН по г. Сыктывкару» о восстановлении статуса малоимущей семьи,
УСТАНОВИЛ:
Пальшина Ю.В. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦЗСН по г. Сыктывкару» о восстановлении статуса малоимущей семьи, включая периоды с 2016 по 2018 г., снятии задолженности. В обоснование требований указала, что ГБУ РК «ЦЗСН по г. Сыктывкару» снят статус малоимущей семьи, отказано в выплате пособий в связи с предоставлением ложных сведений о доходах.
В дальнейшем уточнила требования и просила восстановить статус малоимущей семьи.
В судебном заседании истец на исковых требованиях о восстановлении статуса малоимущей семьи настаивала.
Представитель ГБУ РК «ЦЗСН по г. Сыктывкару» с иском не согласилась.
Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что семья Пальшиной Ю.В. с 27.12.2016 по 31.01.2018 была зарегистрирована в качестве малоимущей и получала социальные выплаты в виде: пособия на детей ... В.О., ** ** ** ... М.О., ** ** ** ... М.О., ** ** ** материальную помощь в случае нахождения в сложной жизненной ситуации.
В силу положений ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно ст. 5 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан.
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
В целях реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" Правительством Республики Коми утверждено постановление от 31.12.2004 N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" (вместе с "Порядком и условиями признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия").
В соответствии с пунктом 2 Порядка для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, (далее - заявители) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания следующие документы: 1) заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - заявление); 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет (если от имени гражданина действует лицо, являющееся его представителем, то дополнительно представляются документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия), свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет; 3) документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 10 Порядка семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими сроком на шесть месяцев с месяца, следующего за месяцем, в котором зарегистрировано заявление гражданина.
Основаниями для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими являются: 1) отсутствие права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по основаниям, установленным Законом Республики Коми, настоящими Порядком и условиями; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий; 3) превышение в расчетном периоде среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над соответствующей величиной прожиточного минимума; 4) отсутствие денежных доходов за календарные месяцы, приходящиеся на расчетный период, за исключением независящих от граждан причин, указанных в пункте 2 статьи 1 Закона Республики Коми; 5) отсутствие регистрации места жительства или места пребывания гражданина и каждого из членов его семьи в пределах муниципального образования, на территории которого находится центр или МФЦ; 6) наличие в представленных документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности. При наличии противоречивых сведений в представленных документах и (или) при несоответствии содержания и (или) оформления документов требованиям законодательства центр осуществляет проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности посредством направления запросов в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий (в случае если документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий представлены по инициативе заявителя), в органы и организации, располагающие необходимой информацией. При этом срок принятия решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, указанный в пункте 11 настоящих Порядка и условий, продлевается директором центра или уполномоченным им лицом на срок, необходимый для получения запрашиваемой информации, но не более чем на 30 календарных дней, о чем сообщается гражданину путем направления письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня направления соответствующего запроса (запросов).
Как следует из материалов дела на основании заявления от 27.12.2016 г. и предоставленных документов Пальшиной Ю.В. присвоен статус малоимущей семьи на период с 01.01.2017 по 30.06.2017; на основании заявления от 31.07.2017г. - присвоен статус малоимущей семьи на период с 01.08.2017 по 31.01.2018.
При последующем обращении 24.11.2018 за присвоением статуса малоимущая семья в качестве документов, подтверждающих денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, были предоставлены: справка о доходах ООО «Микрофинансовая организация «НАКТА-Кредит-Регионы» от 12.11.2018, выданная Пальшиной Ю.В. и справка о доходах ООО «САТП №1» от 23.11.2018, выданная Пальшину О.В.
В связи с тем, что справке о доходах ООО «Микрофинансовая организация «НАКТА-Кредит-Регионы» от 12.11.2018 размер заработной платы за октябрь 2018 были ниже установленной величины МРОТ, были запрошены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 27.11.2018 с 09.08.2016 по третий квартал 2018 Пальшина Ю.В. осуществляет трудовую деятельность в ООО «Агент-Компани».
На основании сведений о состоянии индивидуального лицевого счета, ответчиком принято решение об отмене ранее принятых решениях о признании семьи малоимущей за период с 01.01.2017 по 30.06.2017, с 01.08.2017 по 31.01.2018.
Пункт 17 Порядка и условий предусматривает конкретные случаи, когда центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, одним из которых является невыполнение гражданином обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий, в случае выявления этого факта в период признания семьи малоимущей (подпункт "б" подпункта 1 абзаца первого) и в случае выявления этих фактов по истечении срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (подпункт "б" подпункта 2 абзаца 1).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 22.07.2019 норма пункта 17 направлена прежде всего на недопущение злоупотребления правом на получение социальной помощи гражданами, а также на рациональное эффективное использование бюджетных средств. В этом смысле она законодательно оправдана. Между тем, диспозиция приведенной нормы свидетельствует о ее императивности и не предполагает никаких иных решений со стороны центра, кроме как обязанности по принятию решения о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина или отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, в случае нарушения ими обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий. В то время как обстоятельства и причины, по которым гражданин не выполнил эти обязательства, могут быть самыми различными, в том числе и уважительными, например, в силу болезни, беспомощного состояния или необходимости ухода за нуждающимися малолетними членами семьи, объективно не позволившими своевременно сообщить в центр необходимые сведения. Центр лишен также возможности учесть степень влияния невыполнения гражданином приведенных обязательств на право гражданина на получение социальной помощи.
Указанным постановлением признан подпункт "б" подпункта 1 пункта 17 и подпункт "б" подпункта 2 пункта 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода (приложение N 1), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 16, 40, в той мере, в какой они в буквальном толковании и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют органу, назначившему выплату соответствующих пособий, в безусловном порядке, без проведения проверки и установления фактических обстоятельств, прекращать ранее присвоенный статус малоимущей семьи и лишать граждан, допустивших невыполнение обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий, по уважительным причинам и подпадающих под статус малоимущих, социальной помощи.
Согласно предоставленным истцом документам, среднедушевой доход семьи Пальшиной Ю.В. составляет менее прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, что дает ей право в присвоении семьи статуса малоимущей для получения государственной социальной помощи в соответствии с Законом РК от 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в РК».
На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования Пальшиной Ю.Н. о восстановлении статуса малоимущей семьи на основании заявления от 27.12.2016 г. на период с 01.01.2017 по 30.06.2017; на основании заявления от 31.07.2017г. на период с 01.08.2017 по 31.01.2018.
Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» восстановить Пальшиной Ю.В. статус малоимущей семьи, включая период с 2016 по 2018 год.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Сухорукова
Мотивированное решение составлено 19.09.2019 года
Копия верна:
Председательствующий С.М. Сухорукова