16 октября 2015 года г. Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Коршуновой О.С.,
помощника прокурора Талицкого района Чазовой Н.Д.,
при секретаре Сидоровой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах Коркина И.Г. к администрации Талицкого городского округа, Главе Талицкого городского округа, Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа о признании незаконным бездействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, об обязании ликвидировать чрезвычайную ситуацию, выразившуюся в превышении паров ртути в квартире, путем проведения демеркуризационных работ,
установил:
Прокурор Талицкого района Свердловской области в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Коркина И.Г. обратился в суд с иском к администрации Талицкого городского округа о признании незаконным бездействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, об обязании ликвидировать чрезвычайную ситуацию, выразившуюся в превышении паров ртути в квартире, путем проведения демеркуризационных работ, обосновав свои требования тем, что в апреле 2015г. Коркин И.Г. обратился в прокуратуру района по факту превышения паров ртути в воздухе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе рассмотрения обращения установлено следующее. Коркин И.Г. проживает по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальный отдел Роспотребнадзора по Свердловской области о проведении замеров наличия паров ртути в воздухе жилого помещения. Согласно протоколу лабораторных испытаний, проведенных территориальным отделом Роспотребнадзора, установлено превышение содержания вещества ртуть на нормативную величину в 160 раз.
Сотрудниками отдела экологии Администрации Талицкого городского округа Коркину предложено обратиться за организацией работ по демеркуризации в специализированную организацию ООО <данные изъяты>. В феврале 2015г. Коркин И.Г. обратился в <данные изъяты> с отравлением <данные изъяты>.
При проведении повторных замеров ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в жилом помещении <адрес> содержание вещества ртуть превышает нормативную величину от 11,7 раз до 31,7 раз. Также в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> установлено превышение содержания вещества ртуть на нормативную величину от 9 раз до 17 раз. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальным, несмотря на наличие жилых помещений, находящихся в собственности граждан.
ДД.ММ.ГГГГ вновь проведены замеры в жилом помещении в <адрес> и установлено, что содержание вещества ртуть превышает нормативную величину в 9,7 раз.
Согласно информации главного врача Талицкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» ФИО ртуть относится к первому классу опасности, является чрезвычайно опасным химическим веществом, тиоловый яд сильно поражает нервную и выделительные системы организма человека, проживание в жилых помещениях, в которых превышены показатели ртути на величину от 8 до 31,7 раз не безопасно для здоровья и жизни проживающих в них граждан.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» определяет основные понятия, так.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В соответствии с п.п.28 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, включая поддержу в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового скопления людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 Закона о ЧС; л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб По единому номеру «112».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплены основные критерии разграничения чрезвычайных ситуаций. В зависимости от причиненного ущерба выделяют в том числе: а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей; б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера; в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера; г) чрезвычайную ситуацию регионального характера; д)чрезвычайную ситуацию межрегионального характера; е) чрезвычайную ситуацию федерального характера.
Согласно ГОСТ 22.0.02.-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» к одним из методов ликвидации относится обеззараживание - уменьшение до предельно допустимых норм загрязнения и заражения территории, объектов, воды, продовольствия, пищевого сырья и кормов радиоактивными и опасным химическими веществами путем дезактивации, дегазации и демеркуризации. Под демеркуризацией понимается комплекс мероприятий, направленных на полное устранение ртути и её паров из помещения.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 24.02.2009 №11 «О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера» загрязнение жилых помещений металлической ртутью является чрезвычайной ситуацией.
Таким образом ситуация загрязнения жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, является чрезвычайной ситуацией локального характера.
Согласно ст.31 Устава Талицкого городского округа полномочия по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возложены на Администрацию Талицкого городского округа.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Талицкого городского округа каких-либо мер к предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, выразившейся в превышении допустимого содержания паров ртути в двух жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, не принято.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Талицкого городского округа прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, отклонено, каких-либо мер в целях устранения возникшей чрезвычайно ситуации не принято.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время граждане, проживающие в указанных квартирах, подвергаются угрозе отравления чрезвычайно опасным химическим веществом, а для остальных лиц, проживающих в указанном доме, создается потенциальная угроза отравления веществом ртуть. Администрация ТГО не проинформировала граждан о сложившейся чрезвычайной ситуации, не приняла решения о проведении эвакуационных мероприятий с целью снизить вредное воздействие паров ртути на граждан, не организовала и не провела неотложные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации путем проведения демеркуризации в жилых помещениях, что свидетельствует о не выполнении возложенных полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оставлению граждан в опасности.
Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Талицкого городского округа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Обязать Администрацию Талицкого городского округа ликвидировать чрезвычайную ситуацию, выразившуюся в превышении паров ртути в квартире, расположенной под адресу: <адрес>, путем проведения демеркуризационных работ.
После принятия искового заявления судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Глава Талицкого городского округа и Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО7; в качестве третьего лица на стороне истца - ФИО8
В судебном заседании помощник прокурора Талицкого района Чазова Н.Д. и истец Коркин И.Г. отказались от исковых требований в полном объеме. Последствия отказа от иска, предусмотренные ст.221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им разъяснены и понятны. Просят прекратить производство по делу.
В силу ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что прокурор (помощник прокурора) и истец вправе отказаться от иска, отказ сделан добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа, предусмотренные ст.221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснены, суд считает возможным принять отказ от иска и прекратить производство по делу.
Руководствуясь п.3 ст.220, ст.224, ст.225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л :
Принять от помощника прокурора Талицкого района Свердловской области Чазовой Н.Д. и истца Коркина И.Г. отказ от иска.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах Коркина И.Г. к администрации Талицкого городского округа, Главе Талицкого городского округа, Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа о признании незаконным бездействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, об обязании ликвидировать чрезвычайную ситуацию, выразившуюся в превышении паров ртути в квартире, путем проведения демеркуризационных работ прекратить.
Повторное обращение в суд между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд Свердловской области.
.
. Судья Коршунова О.С.