Решение по делу № 2-282/2017 от 08.09.2017

дело №2-282/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2017 года                  пгт.Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Задорожной О.А.,

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района РК Умновой Б.О.,

представителя ответчика Савченко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципальный район «Троицко-Печорский» к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о возложении обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами,

установил:

Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (далее прокурор) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципальный район «Троицко-Печорский» с иском к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» (далее ответчик, администрация ГП) о возложении обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Требования мотивировал тем, что в результате проведенной в отношении ответчика проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что полномочия ответчика в соответствии с положениями ч.4 ст.161, ч.2 ст.163 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), а также п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон №131-ФЗ) не реализованы. Согласно ответу администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее администрация МР) на территории городского поселения «Троицко-Печорск» расположены многоквартирные дома, доля собственности администрации МР в которых составляет более 50%, при этом, способ управления которыми не избран. По мнению прокурора, бездействие ответчика противоречит интересам неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений, а также МО МР «Троицко-Печорский», приводит к ненадлежащей подготовке домов к отопительному сезону и содержанию общего имущества многоквартирных домов в зимний период, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Прокурор просит возложить на ответчика обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, ул.Советская, дома №69, 69«а», 69«б».

В судебном заседании помощник прокурора Умнова Б.О., заявленные требования поддержала, просила суд иск удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в нем. Дополнительно указала, что на ПСК «Садко» указанная обязанность возложена быть не может, поскольку предусмотренные для этого жилищным законодательством сроки, истекли.

В судебном заседании представитель ответчика в лице главы администрации ГП «Троицко-Печорск» Савченко Е.И., действующая на основании Устава, с заявленным прокурором иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. В целом придерживалась доводов возражений, поданных на иск, дополнительно отметив, что квартиры приобретались администрацией МР, следовательно, данный орган местного самоуправления должен исполнять обязанности, возложенные жилищным законодательством и законодательством о местном самоуправлении по отбору управляющих организаций. Полагала, что отсутствие должного контроля со стороны администрации МР привело к тому, что ПСК «Садко» не исполнило возложенные на него жилищным законодательством обязанности по организации управления многоквартирными домами.

В судебное заседание представитель третьего лица администрации МР, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в его отсутствие.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

12.08.2016 на основании разрешений на ввод в эксплуатацию, выданных администрацией ГП «Троицко-Печорск» ПСК «Садко», введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, ул. Советская, д.69, д.69 «а», ул.Транспортная, участок №1 (ныне ул.Советская, д.69«б»).

Согласно выпискам из реестра муниципального жилищного фонда МР «Троицко-Печорский» в собственности органа местного самоуправления находятся следующие жилые помещения: в доме №69 по ул.Советская пгт.Троицко-Печорск – кв.1, комн.2«а» кв.2, комн.2«б» кв.2, комн.2«в» кв.2-8, комн.9«а» кв.9, комн.9«б» кв.9, комн.9«в» кв.9, кв.10-14; в доме №69«а» по ул.Советская пгт.Троицко-Печорск - комн.1«а» кв.1, комн.1«б» кв.1, комн.1«в» кв.1, кв.1-5, комн.6«а» кв.6, комн.6«б» кв.6, комн.6«в» кв.6, кв.7-10; в доме №69«б» по ул.Советская пгт.Троицко-Печорск – кв.1, комн.2«б» кв.2, комн.2«в» кв.2, кв.3-12. Данное обстоятельство подтверждено копиями договоров социального найма, заключенных между администрацией МР и гражданами, а также выписками из ЕГРП.

Из информации, предоставленной суду Службой РК стройжилтехнадзора, следует, что на территории Троицко-Печорского района РК деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляют две управляющие организации – ООО «Квартал» и МУП «КомГаз», прошедшие лицензирование 14.05.2015 г. и 09.03.2016 г. соответственно.

Из действующей редакции Устава ГП «Троицко-Печорск» следует, что к вопросам местного значения городского поселения отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущий граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (ст.7 п.2, 6).

Из действующей редакции Устава МР «Троицко-Печорский» следует, что к вопросам местного значения муниципального района отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3 ст.7). К иным вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления МР «Троицко-Печорский» на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Троицко-Печорский» в соответствии с ч.3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Законом РК «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в РК» относятся: организация строительства муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля (п.3 ч.3 ст.7).

Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными доказательствами.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 9 части 1 и частью 3 статьи 14 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На основании ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч.3 ст.200 настоящего Кодекса случая. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного ч.4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного ч.4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном ст.445 ГК РФ. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч.4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Согласно положениям ч.2 ст.163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч.4 ст.161 настоящего Кодекса.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения администрацией ГП «Троицко-Печорск» полномочий по выбору способа управления многоквартирными домами установлено, что они ответчиком не реализованы.

Доводы ответчика, изложенные руководителем администрации ГП «Троицко-Печорск» в письменном отзыве на иск, сводящиеся к тому, что муниципальный жилищный фонд, расположенный на территории пгт.Троицко-Печорск находится в ведении муниципального района «Троицко-Печорский», в связи с чем, данная обязанность подлежит возложению на администрацию МР «Троицко-Печорский» признаются судом не обоснованными, противоречащими требованиям как жилищного законодательства, так и Закона №131-ФЗ.

Действительно, жилые многоквартирные дома, расположенные на территории пгт. Троицко-Печорск и доля в праве муниципальной собственности на которые составляет более 50% находятся в собственности МР «Троицко-Печорский».

Вместе с тем, системный анализ норм жилищного законодательства свидетельствует о том, что применительно к положениям ст.161, 163 ЖК РФ законодатель не конкретизировал орган местного самоуправления, который обязан проводить данные мероприятия (городское, сельское поселение, муниципальный район). В этой связи, на взгляд суда, следует обратиться к положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, который относит данную обязанность к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, при этом, независимо от того, имеются ли в муниципальной собственности данного органа жилые помещения в таких многоквартирных домах. Указанное обстоятельство согласуется с отнесенными Уставом ГП «Троицко-Печорск» вопросами, находящимися в ее ведении.

По смыслу действующего законодательства, регламентирующего деятельность органов местного самоуправления в РФ вопросы проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в том случае, когда собственники жилых помещений этого не сделали, лежит именно на ответчике.

Доводы представителя ответчика о ненадлежащем контроле со стороны администрации МР при осуществлении ПСК «Садко» строительства многоквартирных домов в части не заключения кооперативом договоров управления многоквартирными домами признаются судом не обоснованными последующим основаниям.

В соответствии с п.13 ст.161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с ч.4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.

Пунктом 14 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в п.6 ч.2 ст.153 настоящего Кодекса (лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи), и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Таким образом, действующее жилищное законодательство возлагает на застройщика (в рассматриваемом случае ПСК «Садко») обязанность по заключению договора управления многоквартирным домом не позднее чем через 5 дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, но до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, обязанность по проведению которого возложена на ответчика.

Из доказательств, представленных сторонами суду, следует, что с момента введения многоквартирных домов в эксплуатацию (12.08.2016) установленные п.13, 14 ст.161 ЖК РФ сроки истекли, что в свою очередь не свидетельствует об освобождении ответчика от исполнения возложенной на него п.13 данной статьи обязанности.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения такого рода конкурса (далее Правила).

Согласно п.3 Правил конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст.164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст.162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с п.39 Правил в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств. Победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном ст.445 ГК РФ. В случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный п.90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом. В случае признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса предлагает заключить договор управления многоквартирным домом участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. При этом заключение договора управления многоквартирным домом таким участником конкурса является обязательным. В случае признания участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этого участника заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора. В случае если единственный участник конкурса признан уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора. В случае уклонения от заключения договора управления многоквартирным домом средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются. Средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса и участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, в течение 5 рабочих дней с даты представления организатору конкурса подписанного победителем конкурса проекта договора управления многоквартирным домом и обеспечения исполнения обязательств (п.90-95 Правил).

Из материалов дела следует, что открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, пгт. Троицко-Печорск, ул. Советская, д. 69, 69 «а», 69 «б» до настоящего времени не проведены, полномочия в данной части ответчиком не реализованы, следовательно, орган местного самоуправления в лице администрации ГП «Троицко-Печорск» уклонился от возложенных на него обязанностей, в связи с чем, данная обязанность на него подлежит возложению в судебном порядке.

Поскольку судом установлено, что полномочия по выбору управляющей организации возложены действующим законодательством на органы местного самоуправления городских поселений, все вышеперечисленные многоквартирные дома расположены на территории пгт.Троицко-Печорск, следовательно, именно администрация ГП «Троицко-Печорск» обязана провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

При этом, как верно отмечено прокурором в иске не осуществление управления многоквартирными домами приводит к ненадлежащей подготовке их к отопительному сезону, нарушает права граждан, проживающих в домах, а также ведет к ненадлежащему осуществлению управления муниципальной собственностью – жилыми помещениями, находящимися в собственности МО МР «Троицко-Печорский».

Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку администрация городского поселения «Троицко-Печорск», как орган местного самоуправления, в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципальный район «Троицко-Печорский» к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о возложении обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, пгт. Троицко-Печорск, ул. Советская, д.69, д.69 «а», д.69 «б».

Решение изготовлено на компьютере и подписано судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья                      Р.В. Чулков

2-282/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Троицко-Печорского района
Ответчики
администрация городского поселения "Троицко-Печорск"
Другие
Администрация МО МР "Троицко-Печорский"
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
trpsud.komi.sudrf.ru
08.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2017Передача материалов судье
11.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее