Решение по делу № 22-2468/2019 от 18.04.2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2019 г. г. Уфа

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда

Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Хомечко М.Ю.,

судьей коллегии Янгубаева З.Ф. и Хакимова И.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием прокурора ФИО4, осужденного Бондаря В.Ю., его защитника – адвоката ФИО11, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Бондаря В.Ю. и его защитника ФИО10 на приговор Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2019 г., которым

Бондарь ФИО18, родившийся

6 марта 1977 года, несудимый,

осуждён к лишению свободы по ч.1 ст.228.1 УК РФ на 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с исчислением срока наказания с дата, в который засчитано время его содержания под стражей с дата по дата, при этом время содержания ФИО1 с дата по день вступления приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, с учетом требований ч.3.3 ст.72 УК РФ.

В приговоре разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Хакимова И.М. о содержании приговора и апелляционных жалоб, выслушав осужденного Бондаря В.Ю. и его защитника – адвоката ФИО11, поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора ФИО4, полагавшего приговор законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

приговором суда Бондарь признан виновным и осужден за незаконный сбыт наркотических средств.

Преступление Бондарь совершил дата в адрес Республики Башкортостан при обстоятельствах, изложенных в описательно – мотивировочной части приговора.

В судебном заседании Бондарь вину не признал.

В апелляционной жалобе, поданной в защиту интересов осужденного Бондаря, адвокат ФИО19 просит приговор в отношении осужденного Бондаря отменить и постановить оправдательный приговор. Указывает, что вина Бондаря материалами дела и судом не доказана, его виновность обоснована противоречивыми показаниями свидетелей Свидетель №3, Свидетель №1, Свидетель №4, Свидетель №6 и на доказательствах вызывающих сомнение; суд не принял во внимание то, что Свидетель №2 сам приготовил наркотическое средство и набрал его в шприц, а меченые деньги передал Бондарю, якобы для приобретения пива; факт передачи шприца Свидетель №2 Бондарю не доказан; органами предварительного следствия и судом дактилоскопическая экспертиза по шприцу не проведена; судом в одностороннем порядке приняты одни доказательства и отвергнуты доводы Бондаря о его невиновности; показания Свидетель №2 являются недопустимыми доказательствами, поскольку он является наркозависимым лицом и находится в зависимости от сотрудников полиции; протоколы очных ставок Бондаря с Свидетель №7 и Свидетель №5 являются недопустимыми доказательствами, поскольку они не подписаны Бондарем; недопустимыми доказательствами являются и первоначальные показания Бондаря, поскольку они даны под давлением сотрудников полиции; суд необоснованно не допустил в качестве защитника Бондаря его мать, тем самым нарушил его право на защиту.

Осужденный Бондарь в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, просит отменить приговор и постановить в отношении него оправдательный приговор. В обоснование просьбы указывает, что Свидетель №2 в его доме сам изготовил наркотическое средство, набрал его в шприц и забрал с собой; он Свидетель №2 наркотическое средство не передавал, а последний 500 рублей отдал ему, чтобы приобрести пиво; признательные показания он был вынужден подписать под физическим и психологическим давлением сотрудников полиции; в нарушение его Конституционных прав, суд необоснованно отклонил все его заявленные ходатайства, в том числе о допуске его матери в качестве защитника; на судебное заседание не была обеспечена явка свидетелей защиты, при этом были допрошены только заинтересованные свидетели обвинения; в основу обвинительного приговора незаконно положены показания наркозависимого Свидетель №2; судья Давлетшин не принял во внимание смягчающие его наказание обстоятельства и постановил приговор с обвинительным уклоном.

Изучив материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и в дополнениях к апелляционной жалобе осужденного, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.

Вывод суда о виновности Бондаря в совершении инкриминируемого ему деяния при обстоятельствах, изложенных в приговоре, основан на всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании доказательствах.

Вина Бондаря в совершении преступления установлена его же показаниями, данными в ходе предварительного следствия, из которых следует, что 18 мая 2018 г. он сбыл медицинский шприц с наркотическим средством Наумову за 500 рублей, после чего его задержали сотрудники полиции (л.д. 33-43 том 2).

Приведенные в показаниях осужденного обстоятельства, подтверждаются показаниями свидетелей Свидетель №2, Свидетель №4, Свидетель №6, Свидетель №7, содержание которых подробно изложено в приговоре.

Согласно показаниям свидетелей Свидетель №3, Свидетель №1, у сотрудников правоохранительных органов имелась информация о причастности Боднаря к незаконному сбыту наркотических средств, в связи с чем была организована проверочная закупка наркотического средства у Бондаря с участием Свидетель №2.

Изложенные в показаниях осужденного и свидетелей сведения, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: рапортом об обнаружении в действиях Бондаря состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.228.1 УК РФ (л.д.7 том 1); распиской Свидетель №2 о согласии на участие в ОРМ «Проверочная закупка» в отношении Бондаря (л.д. 12 том 1); актом исследования и пометки специальным средством денежной купюры достоинством 500 рублей и её передачи Свидетель №2 (л.д. 16–19 том 1); протоколом добровольной выдачи Свидетель №2 медицинского шприца с наркотическим средством (л.д. 24–28 том 1); протоколом личного досмотра у Бондаря изъята денежная купюра достоинством 500 рублей (л.д. 29–33 том 1); протоколом сбора образцов для сравнительного исследования у Бондаря изъяты смывы с рук (л.д. 34–35 том 1); заключением эксперта №... от дата, согласно которому на поверхности ватных дисков со смывами рук Бондаря и на поверхности купюры достоинством 500 рублей, имеются наслоения бесцветного красящего вещества, которые однородны по составу (л.д. 71-72 том 1); заключением эксперта №... то дата, из которой следует, что жидкость, содержащееся в медицинском шприце, является наркотическим средством – экстракт маковой соломы с массой сухого остатка – 0,10 гр. (л.д. 79–80 том 1); протоколами очных ставок Бондаря со свидетелями Свидетель №2, Свидетель №7, Свидетель №6, Свидетель №5, Свидетель №4, Свидетель №1 (184–191, 225–232, 233–240 том 1, л.д.1–8, 9–16, 17–25 том 2), а также другими материалами дела, которые были исследованы в судебном заседании.

Анализ доказательств по уголовному делу, вопреки доводам, изложенным в апелляционных жалобах и в дополнениях осужденного к апелляционной жалобе, обоснованно признанных допустимыми и получивших в приговоре оценку, подтверждает вывод суда о том, что именно Бондарь незаконно сбыл наркотическое средство.

Судебная коллегия оценку, данную судом показаниям осужденного, данным в ходе предварительного следствия, свидетелей, находит правильной, поскольку их показания на предварительном и судебном следствии последовательны и согласуются с другими имеющимися в деле доказательствами. Поэтому доводы апелляционных жалоб о необъективности показаний свидетелей судебная коллегия находит неубедительными.

В связи с существенными противоречиями между показаниями осужденного Бондаря, данными ими в ходе предварительного расследования и в судебном заседании, суд исследовал его показания, данные на предварительном следствии в полном соответствии уголовно – процессуальным законом, дал им надлежащую оценку, как того требуют ст. ст. 87, 88 УПК РФ. Вопреки доводам защиты, суд обоснованно сослался на указанные показания в приговоре, как на доказательства его вины.

Проверочная закупка проводилась в отношении известного правоохранительным органам лица, на основании постановления, в которой указана цель получение сведений о противоправной деятельности Бондаря и документирования его преступной деятельности.

Действия сотрудников правоохранительных органов нельзя признать провокацией Бондаря к совершению преступлений, поскольку показаниями самого осужденного, данными в ходе предварительного следствия, свидетелей, обоснованно установлено, что умысел на незаконный сбыт наркотических средств, сформировался у Бондаря независимо от действий сотрудников правоохранительных органов, проводивших проверочную закупку.

Судом обоснованно установлено, что оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка», в отношении Бондаря было проведено сотрудниками правоохранительных органов с соблюдением требований УПК РФ и Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В силу закона, в тех случаях, когда в материалах уголовного дела имеются данные об осуществлении проверочной закупки наркотических средств судам следует иметь в виду, что необходимыми условиями законности её проведения является соблюдение оснований для проведения оперативно – розыскных мероприятий, предусмотренных ст.7 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности», и требований ч.7 ст.8 указанного закона, в соответствии с которыми проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность.

Судом рассматривался вопрос о допустимости результатов ОРД и ОРМ, в том числе и с участием условного покупателя Свидетель №2, из показаний которого следует, что он принимал участие в проверочной закупке.

Довод защиты о незаконности привлечения к участию в оперативно – розыскных мероприятиях наркозависимого лица, нельзя признать обоснованным, поскольку указанное лицо действовал добровольно, в отсутствии зависимости от правоохранительных органов, при отсутствии законодательного запрета на проведение указанного мероприятия.

С учетом изложенной совокупности обстоятельств оснований сомневаться в законности проведенного по делу оперативно-розыскного мероприятия не имеется.

Вопреки доводам защиты все процессуальные документы, в том числе и материалы оперативно – розыскного мероприятия, протоколы очных ставок, соответствуют требованиям закона, вынесены и подписаны уполномоченным на это лицами, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для признания их недопустимыми доказательствами.

Заявления о недопустимости доказательств по делу, проверялись в ходе судебного заседания. Согласно содержанию протокола судебного заседания, таковые ходатайства участников судопроизводства со стороны защиты неоднократно являлись предметом рассмотрения председательствующим судьей. Все представляемые стороной в обоснование заявленных ходатайств обстоятельства были председательствующим судьей исследованы, по результатам проведенных проверок, с учетом установленных данных, были приняты соответствующие решения. Оснований не согласиться с принятыми судом первой инстанции решениями, изложенными в протоколе судебного заседания, у судебной коллегии не имеется.

Что касается довода защиты относительно допроса свидетелей защиты, то из протокола судебного заседания следует, что сторонам были созданы необходимые условия для исполнения ими своих процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, все ходатайства, заявленные сторонами в ходе судебного разбирательства, были рассмотрены судом в полном соответствии с положениями ст. 121, 122 УПК РФ, по каждому из них судом вынесены соответствующие постановления с соблюдением требований ст. 256 УПК РФ.

Все доводы защиты, аналогичны тем, которые содержатся в апелляционных жалобах, в том числе связанные с доводами о невиновности, что первоначальные показания он дал под физическим и психологическим давлением сотрудников полиции и доводы, связанные с передачей наркотического средства Бондарем Свидетель №2, были предметом тщательной проверки в ходе судебного разбирательства и отвергнуты по мотивам, подробно указанным в приговоре.

Не подтвердились указанные сведения и при проверке дела в апелляционном порядке.

По настоящему делу обстоятельств, свидетельствующих о нарушении уголовно-процессуального закона при получении доказательств, не установлено. При изложенных обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о фальсификации уголовного дела является несостоятельными.

В приговоре суд, в соответствии с требованиями ст.307 УПК РФ привел мотивы, по которым принял одни доказательства и отверг другие.

Об умысле осужденного Бондаря на сбыт наркотических средств свидетельствуют основание их приобретения, хранения, количество, размещение в удобный для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с покупателем.

Действия осужденного Бондаря по незаконному сбыту наркотических средств правильно квалифицировано как оконченное преступление, поскольку им выполнены все необходимые действия по передаче приобретателю наркотического средства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы осужденного и его защитника, судебное следствие проведено в соответствии со ст.15 УПК РФ с соблюдением принципов всесторонности, полноты и непосредственности.

Суд не ограничивал прав участников процесса по исследованию имеющихся доказательств, осужденным и его защитником предоставлялось право заявлять ходатайства и реализовать иные права, предусмотренные УПК РФ. Нарушений принципа состязательности сторон, необоснованных отказов стороне защиты в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, нарушений процессуальных прав участников, повлиявших или могущих повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, по делу не допущено.

Какие-либо не устраненные судом противоречия в доказательствах, требующие их истолкования в пользу осужденного, по делу отсутствуют. Описательно-мотивировочная часть приговора содержит описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов и последствий преступления.

Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства и правильно их оценив, суд обоснованно постановил обвинительный приговор, и верно квалифицировав действия Бондаря по ч.1 ст.228.1 УК РФ.

В приговоре суд привел соответствующие мотивы квалификации действия осужденного.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд признал как обстоятельство смягчающее наказание обстоятельства установленные в судебном заседании, при этом не нашел оснований для признания смягчающими наказание осужденного иных обстоятельств, не предусмотренных ст.61 УК РФ, с чем соглашается и судебная коллегия.

Наказание осужденному Бондарю назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ. По своему виду и размеру оно отвечает целям его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений, чрезмерно суровым не является, оснований к его смягчению, применению ст. 64, 73 УК РФ, а также для изменения категории преступления в порядке ст.15 ч.6 УК РФ, суд первой инстанции не нашел, с чем соглашается и судебная коллегия.

Требования ч.1 ст.62 УК РФ при определении конкретного срока наказания, соблюдены.

Таким образом, исходя из содержания ст.6 УК РФ, назначенное Бондарю наказание является соразмерным и справедливым.

Вид исправительного учреждения в отношении осужденного Бондаря определен верно.

Оснований для отмены приговора по доводам апелляционных жалоб с дополнением судебная коллегия не находит, так как все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом исследованы полно, нарушений уголовно-процессуального закона следственными органами в ходе расследования, судом при рассмотрении уголовного дела и постановлении приговора не допущено.

Руководствуясь ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата в отношении Бондаря ФИО20 оставить без изменения, апелляционные жалобы осужденного Бондаря В.Ю. с дополнениями и его защитника ФИО10 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.

Председательствующий М.Ю. Хомечко

судьи З.Ф. Янгубаев

И.М.Хакимов

Справка: дело № 22 – 2468/2019,

судья Давлетшин М.Р.

22-2468/2019

Категория:
Уголовные
Другие
Самородов А.М.
Якупову Ильдару Камилевичу
Бондарь Виталий Юрьевич
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Хакимов Илгам Мазитович
Статьи

228.1

Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее