РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В., при секретаре: Пичугиной Т.Н., с участием представителя истца Степанченко Ю.В., представителя ответчика Перовой Е.В., представителей третьего лица Бактубаева Р.Е., Накараевой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело по иску Черкасовой Е.С. к Государственному учреждению–Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала,
установил:
Черкасова Е.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению–Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (далее- УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Свои требования мотивировала тем, что на основании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № на право получения материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала с целью улучшения жилищных условий, а именно на оплату строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, собственником которого является ее супруг, в сумме <данные изъяты> рублей, в чем решением руководителя УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в связи с нарушением установленного порядка подачи документов. Отказ пенсионного органа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала считает незаконным, поскольку указанный земельный участок является совместно нажитым имуществом, администрацией муниципального образования «Город Ахтубинск» (далее- МО «Город Ахтубинск») выдано уведомление от 14 марта 2019 г. о соответствие параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В ходе рассмотрения спора по существу судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация МО «Город Ахтубинск».
Истец Черкасова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца Степанченко Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области Перова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что решением руководителя УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в связи с нарушением установленного порядка подачи документов, а именно к заявлению приложено уведомление администрации МО «Город Ахтубинск» от 14 марта 2019 г. № о соответствие параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, указанных в уведомлении о планируемом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, параметрам и допустимости его размещения на земельном участке, в котором его (земельного участка) характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи не указаны, соответственно идентифицировать данный земельный участок как земельный участок с кадастровым номером №, собственником которого является ФИО4 (супруг истицы), невозможно. Приложенное к уведомлению администрации МО «Город Ахтубинск» уведомление о планируемом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ не является правоустанавливающим документом, оформляется непосредственно заявителем.
Представители третьих лиц Бактубаева Р.Е., Накараевой Г.И. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований, подтвердили, что администрацией МО «Город Ахтубинск» от 14 марта 2019 г. № выдано на принадлежащий ФИО4 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на котором он и его супруга (истец Черкасова Е.С.) планируют строительство жилого дома, при этом, параметры планируемого объекта индивидуального жилищного строительства соответствуют установленным параметрам и допустимости его размещения на земельном участке с кадастровым номером №.
Выслушав представителя истца Степанченко Ю.В., представителя ответчика Перову Е.В., представителей третьего лица Бактубаева Р.Е., Накараеву Г.И., исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» данный федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 указанного федерального закона лица, получившие сертификат, могут направить средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в том числе на улучшение жилищных условий.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (пункт 1 части 1 статьи 10 названного федерального закона).
Согласно части 6.1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Судом установлено, что Черкасова Е.С. состоит в браке с ФИО4, от которого имеют двоих несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии №, выданным на основании решения УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Черкасова Е.С. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 9 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
ФИО4 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, приобретенного по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ Указанный земельный участок является совместно нажитым имуществом супругов ФИО11.
В связи с запланированным строительством жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО «Город Ахтубинск» с уведомлением о планируемом строительстве, в котором указал сведения о застройщике, сведения о земельном участке с приложением, в том числе, схемы построенного объекта на земельном участке, выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.
Администрацией МО «Город Ахтубинск» по результатам рассмотрения уведомления ФИО4 о планируемом строительстве выдано уведомление от 14 марта 2019 г. №, в котором указано «о соответствие указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке».
ДД.ММ.ГГГГ Черкасова Е.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала с целью улучшения жилищных условий - направлении на оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации.
Решением руководителя УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления Черкасовой Е.С. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала отказано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 9 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
В ходе рассмотрения спора по существу представитель ответчика Перова Е.В. пояснила, что расходование средств материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома отвечает цели, установленной Федеральным законом от 9 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», однако поданные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, регламентирующего порядок распоряжения средствами материнского семейного) капитала, а именно уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданное органом местного самоуправления не содержит кадастрового номера и местоположения земельного участка.
На основании части 5 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 10(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановление Правительства российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 (далее- Правила), средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «а» пункта 10(1) Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет, в том числе, засвидетельствованные в установленном порядке: копию разрешения на строительство либо уведомления, указанного в пункте 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выданных лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат (пункт 10(2) Правил).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи «направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо …».
При этом, форма такого уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Так, Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства от 19. сентября 2018 г. № 591/пр утверждены форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Утвержденная форма уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке приведена в Приложении № 2 Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства от 19 сентября 2018 г. № 591/пр.
Как усматривается приведенной формы, уведомление должно содержать кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка.
Уведомление от 14 марта 2019 г. №, выданное органом местного самоуправления, не содержит ни номера кадастрового земельного участка, ни его местоположения. Таким образом Администрацией МО «Город Ахтубинск» не выполнены требования действующего законодательства, а именно не соблюдена форма уведомления, утвержденная Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства от 19 сентября 2018 г. № 591/пр.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения спора по существу установлено, что уведомление от 14 марта 2019 г. № выдано на принадлежащий ФИО4 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на котором он и его супруга (истец Черкасова Е.С.) планируют строительство жилого дома.
Таким образом, исходя из обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии условий, установленных действующим законодательством, регламентирующим порядок распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, для удовлетворения заявления Черкасовой Е.С. о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий на оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации на земельном участке с кадастровым номером №.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Принимая во внимание, что истцом Черкасовой Е.С. уплачена государственная пошлина за подачу иска в суд в размере 300 рублей (л.д.5), суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 198, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Черкасовой Е.С. к Государственному учреждению–Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области направить средства материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии №, выданному Черкасовой Е.С. на основании решения Государственного учреждения–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек на улучшение жилищных условий в виде оплаты строительства объекта жилищного строительства без привлечения строительной организации на земельном участке с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>.
Взыскать с Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области в пользу Черкасовой Е.С. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Судья: Лябах И.В.