Дело № 2-2068/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2017 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешкло Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.
с участием прокурора - Чудик Ю.С.,
лица, в интересах которого подано исковое заявление, - Соляник А.О.
в отсутствие ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах Соляника А.О. к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балаклавского района города Севастополя Запорожец Д.В. обратился в суд с исковым заявлением в интересах Соляника А.О., в котором просит обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Соляник А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Соляник А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о защите его жилищных прав. Установлено, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 29.10.2015 № установлена невозможность проживания Соляник А.О. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Соляник А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Соляник А.О. 27 марта 2017 года обратился с заявлением в адрес Президента Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, которое направлено для дальнейшего рассмотрения в Правительство города Севастополя. По итогам рассмотрения заявления 12 апреля 2017 года Соляник А.О. сообщено, что Департаментом капитального строительства города Севастополя будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления жилого помещения из маневренного фонда города Севастополя. Однако до настоящего времени Соляник А.О. жилым помещением не обеспечен, что дает ему право на защиту нарушенных прав в судебном порядке.
Прокурор и лицо, в интересах которого подано исковое заявление, - Соляник А.О. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, пояснив, что Соляник А.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет малолетнюю дочь.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил. 02 августа 2017 года подал в приемную суда отзыв на исковое заявление, согласно которому с указанными требованиями не согласен, по следующим основаниям.
Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями на территории города Севастополя регулируется Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», статья 8 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 9 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) формируется уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства на основании заявление законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о включении детей в список, в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Севастополя оснований для предоставления указанным детям жилых помещений.
В соответствии с распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 29.10.2015 № 225 «Об установлении невозможности проживания несовершеннолетнего Соляник А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении, и включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» датой включения в список считать 12.03.2014 года- датой постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно законодательству, действовавшему до 21 03.2014 года.
Согласно информации Департамента образования города Севастополя Соляник А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под №.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Закона города Севастополя от 09.02.2015 № 112-ЗС в том случае, если свободные жилые помещения в специализированном жилищном фонде города Севастополя отсутствуют, то до предоставления в установленном порядке жилых помещений, уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя, обеспечивает временное проживание лиц указанной категории, в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Севастополя.
Ответчик полагает, что право Соляник А.О. на обеспечение жилым помещением должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в города Севастополе.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство семья находятся под защитой государства.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для реализации права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Аналогичные требования в отношении обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в положениях ст. 8 Закона города Севастополя «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….» от 09.02.2015 № 112-ЗС и в п. 2.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 30.04.2015 № 349-ПП (далее – Порядок).
В соответствии с ч.3 ст. 8 Закона №112-ЗС жилые помещения из специализированного фонда г. Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным лицам по нормам предоставления жилой площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя он является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищной политики, реализации федеральных целевых программ.
С целью реализации государственных федеральных программ Департамент заключает договоры найма специализированного жилищного фонда города Севастополя (п. 3.1.2.6 Положения).
Судом установлено, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 29.10.2015 № 225 установлена невозможность проживания Соляник А.О. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Кроме того, Соляник А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Соляник А.О. 27 марта 2017 года обратился с заявлением в адрес Президента Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, которое направлено для дальнейшего рассмотрения в Правительство города Севастополя.
По итогам рассмотрения заявления 12.04.2017 Соляник А.О. сообщено, что Департаментом капитального строительства города Севастополя будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления жилого помещения из маневренного фонда города Севастополя, в соответствии с положениями постановления Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 445-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в благоустроенных жилых помещениях».
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 22.04.2014 № 7-КГ14-2 Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании вышеизложенного суд полагает, что истцом представлены доказательства обстоятельств, являющихся основанием для его обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилья.
С учетом того, что в соответствии с п.3.1.2.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №840-ПП от 08.09.2016, Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Соляник А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение изготовлено в окончательной форме 08.08.2017
Председательствующий –