№ 2-3973/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобелевой О.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов в стаж для назначения страховой пенсии по старости и перерасчете пенсии,
у с т а н о в и л:
Кобелева О.А. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлась получателем пенсии <данные изъяты>, в расчет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее стаж работы в МКС), истцу были учтены периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», в стаж работы в МКС также были учтены отпуска по уходу за детьми. С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», в феврале 2019 года истцу стало известно о том, что периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми ответчик исключил из ее стажа работы в МКС. С учетом дополнения исковых требований истец просит признать периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащими включению в стаж работы в МКС в целях установления права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии; обязать ответчика включить спорные периоды в стаж работы в МКС при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части страховой пенсии в повышенном размере, произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, выплатное дело истца, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Кобелева О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем досрочной трудовой пенсии по старости по предложению органов службы занятости в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04,1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С 22.09.2012 истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при установлении которой из стажа работы истца в МКС пенсионный орган исключил периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность стажа работы истца в МКС, исчисленная по ДД.ММ.ГГГГ, в целях установления повышенного фиксированного базового размера пенсии составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
В ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно об исключении пенсионным органом из ее стажа работы в МКС спорных периодов, ДД.ММ.ГГГГ Кобелева О.А. обратилась в управление с заявлением о разъяснении порядка расчета размера установленной ей пенсии, письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ вышеизложенные обстоятельства были доведены до сведения истца.
Кроме того, суд установил, что Кобелева О.А. является матерью <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком возраста полутора лет.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кобелева О.А. работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в декретном отпуске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ истец приступила к работе в связи с досрочным окончанием данного отпуска.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях производится перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Суд установил, что ответчик не включил истцу в стаж работы в МКС в целях установления права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми.
Таким образом, предметом спора по настоящему делу является возможность включения в стаж работы в МКС в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере периода нахождения истца в отпусках по уходу за детьми.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
При постановлении решения суд также учитывает положения ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, приход.
Таким образом, истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми во все виды стажа, в связи с этим такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться.
Проанализировав положения изложенных норм права, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает необходимым исковые требования Кобелевой О.А. удовлетворить, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Кобелевой О.А. в целях его установления в повышенном размере, включив в стаж работы в МКС периоды нахождения истца в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии с даты ее установления - с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку о факте нарушения пенсионных прав истцу стало известно в ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Кобелевой О.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Кобелевой О.А. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для определения права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере и произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Кобелевой О.А. расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья: И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2019.