Дело № 2а-147/2019 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Перевоз 25 июля 2019 года
Нижегородская область
Перевозский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Минькова Д.Н., при секретаре Зайченко М.И., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области к Белозерову Сергею Николаевичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Белозерову Сергею Николаевичу о взыскании задолженности по налогам и пени, мотивируя свои требования тем, что Белозеров С.Н. является плательщиком налогов. На дату подачи заявления за ответчиком числится налоговая задолженность по налогу и пени в сумме 28 504 рубля 27 копеек.
Административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления и взыскать с Белозерова С.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области общую задолженность по налогу и пени в сумме 28 504 рубля 27 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области не явился, о времени, месте и дате судебного слушания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Белозеров С.Н., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте времени и дате судебного слушания.
Заинтересованные лица УПФР по городскому округу г. Дзержинск, Межрайонная ИФНС России № 12 по Нижегородской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте времени и дате судебного слушания.
В соответствии со статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, ответчика и заинтересованных лиц по делу.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования МРИ ФНС России № 2 по Нижегородской области не подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации определяет понятие пени как установленную настоящей статьей денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В судебном заседании установлено, что Белозеров С.Н. имеет непогашенную задолженность по налогу и пени в сумме 28 504 рубля 27 копеек.
В адрес налогоплательщика выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до 23 октября 2017 года. Обязанность по уплате налога в установленный срок уплаты в полном объёме не исполнена.
На момент подачи административного искового заявления задолженность в размере 28 504 рубля 27 копеек Белозеров С.Н. в МРИ ФНС России № 2 по Нижегородской области не уплатил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Согласно части 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как следует из материалов дела, шестимесячный срок на обращение в суд начал исчисляться по истечении сроков, установленных в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику предложено в срок до 23 октября 2017 года уплатить недоимку по налогу.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением истек 24 апреля 2018 года.
Административным истцом представлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности по пени. В качестве уважительной причины административным истцом указано, что налогоплательщик был не согласен с начисленной суммой налога и налоговому органу потребовалось дополнительное время для проведения актов сверок.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В Дзержинский городской суд Нижегородской области с административным иском МРИ ФНС России № 2 по Нижегородской области обратилась лишь 12 марта 2019 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Ссылка налоговой инспекции на то, что срок для подачи рассматриваемого иска был пропущен в связи с проведением дополнительной работы по сверки налогов ответчика, не являются основанием для восстановления срока для подачи искового заявления, поскольку указанное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков подачи искового заявления является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в Дзержинский городской суд Нижегородской области с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени с Белозерова С.Н. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области к Белозерову Сергею Николаевичу о взыскании задолженности по налогам и пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд, через Перевозский районный суд Нижегородской области.
Судья Д.Н. Миньков