Дело № 2-3465/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2019 г.

Ленинградский районный суд г. Калининграда

в составе:

председательствующего судьи          Хлебниковой И.Ю.,

при секретаре                      Швецовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексашовой А.О. к Правительству Калининградской области, Агентству по имуществу Калининградской области, третье лицо Министерство социальной политики Калининградской области, об обязании предоставить Алексашовой А.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <данные изъяты>, взыскании расходов по государственной пошлине,

УСТАНОВИЛ:

Алексашова А.О., уточнив исковые требования, обратилась в суд с настоящим иском, где указала, что в соответствии с действующим законодательством РФ относится к категории граждан – детей-сирот. Жилищный кодекс Российской Федерации и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г., закрепляющий социальные гарантии от государства сиротам дает преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного фонда.

Как относящаяся к категории детей-сирот, Алексашова А.О. на момент предъявления требований в суд, состоит на учете по итогам рассмотрения её заявления и проверки представленных документов, а также документов, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия, приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Алексашова А.О. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты>, под номером <данные изъяты>

Указала, что после достижения совершеннолетия у неё имеется право, на основании ст. 8 закона № 159-ФЗ получить жилье без очереди. В настоящее время Алексашова А.О. постоянно проживает и зарегистрирована у своей бабушки на условиях договора поднайма. Согласно Акта обследования межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, данная квартира признана непригодной для проживания. Вместе с тем, на момент подачи иска, жилье из специализированного фонда Алексашовой А.О. не предоставлено.

Считает, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения <данные изъяты> лет. Статья 8 закона № 159-ФЗ, либо Жилищный кодекс РФ не предусматривает формирования очередности для людей, отнесенных к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантию по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Алексашова А.О. заявила, с учетом уточнений, указанные требования.

В процессе рассмотрения к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство по имуществу Калининградской области.

На судебном заседании Алексашова А.О. поддержала исковые требования, с учетом уточнений, и доводы искового заявления полностью, дали пояснения, в целом аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указала, что Алексашова А.О. в соответствии с законом жильем не обеспечена по настоящее время, на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда под . В то же время жилья у Алексашовой А.О. не имеется, и, фактически ей негде жить.

Представитель Правительства Калининградской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежаще, об отложении рассмотрения не ходатайствовал. Представил письменный отзыв на иск Алексашовой А.О., где с исковыми требованиями Алексашовой Правительство Калининградской области не согласно в полном объеме, указывает, что Правительство Калининградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему требованию. Просит в удовлетворении требований Алексашовой А.О. к Правительству Калининградской области отказать полностью.

Представитель Агентства по имуществу Калининградской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежаще, об отложении рассмотрения не ходатайствовал, представил письменный отзыв на иск. С исковыми требованиями Алексашовой А.О. Агентство по имуществу Калининградской области не согласилось в полном объеме, полагает, что Агентство по имуществу Калининградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему требованию Алексашовой А.О., в иске к Агентству по имуществу Калининградской области Алексашовой А.О. просит отказать.

Представитель третьего лица по делу – Министерства социальной политики Калининградской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежаще, об отложении рассмотрения не ходатайствовал, представил письменный отзыв на иск Алексашовой А.О. В предыдущем заседании представитель Министерства социальной политики Калининградской области указывала, что Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ за Алексашова А.О. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда <данные изъяты>, обязанность по включению в список на обеспечение жилым помещением специализированного фонда Министерством исполнена. Истица включена в данный список, и будет обеспечена жильем в порядке очередности, в сроки по мере поступления в бюджет денежных средств на приобретение жилых помещений. В настоящее время Алексашова А.О. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда <данные изъяты> находится за .

Заслушав объяснения Алексашовой А.О., исследовав письменные материалы дела, исследовав доказательства по делу и дав им оценку, суд пришел к следующему.

Согласно положений ст. ст. 43-3, 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде <данные изъяты>», жилые помещения специализированного жилищного фонда <данные изъяты> предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, за исключением случаев, установленных законодательством.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда <данные изъяты> предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

В соответствии с законодательством право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты> по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты> органом исполнительной власти <данные изъяты>, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в статье 43-3 настоящего Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания населения, медицинских организациях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, профессионального обучения, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании решения межведомственной комиссии <данные изъяты> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти <данные изъяты>, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда <данные изъяты>.

В процессе рассмотрения установлено и сторонами не оспаривается, что Алексашова А.О. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ за Алексашова А.О. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда <данные изъяты>. На дату включения Алексашовой А.О. в указанный Список ей присвоен номер очередности , на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности Алексашовой А.О. – .

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде <данные изъяты>», Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.

При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При таких обстоятельствах, Алексашова А.О. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда <данные изъяты> в соответствии с его обращением.

    В соответствии со ст. 2 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде <данные изъяты>», формирование специализированного жилищного фонда <данные изъяты> осуществляется путем приобретения или постройки жилых помещений. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда с соблюдением требований, в целях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, и в соответствии с регламентом, устанавливаемым Правительством Калининградской области.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании распоряжения Правительства Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 06.11.2018 № 653 «Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <данные изъяты>» определен порядок заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <данные изъяты> согласно приложению и уполномоченный орган, осуществляющий заключение таких договоров.

В соответствии с «Порядком заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <данные изъяты>» (п. 1), Договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <данные изъяты> заключаются в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 548. (п. 4) От имени <данные изъяты> по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает Агентство по имуществу Калининградской области.

Вышеприведенными положениями законодательства РФ и законодательства <данные изъяты> полномочия по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, определение порядка заключения договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда <данные изъяты> для указанной категории лиц,

При таких обстоятельствах, обязанность по предоставлению Алексашовой А.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <данные изъяты> подлежит возложению на Правительство Калининградской области. Правовых оснований для возложения обязанности по предоставлению Алексашовой А.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <данные изъяты> на Агентство по имуществу Калининградской области – суд не усматривает.

Алексашовой А.О. заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче настоящего иска.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

С учетом вышеизложенного, требования Алексашовой А.О. о взыскании судебных издержек по оплате государственной пошлины – удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

    

    ░░░░░:

2-3465/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алексашова Анастасия Олеговна
Ответчики
Правительство Калининградской области
Другие
Агентство по имуществу К/о
Министерство социальной политики Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Хлебникова И.Ю.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020Дело оформлено
09.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее