Дело № 5- 532/2020
УИД 25RS0002-01-2020-001592-88
Мотивированное постановление
составлено 08.06.2020.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 июня 2020 года г. Владивосток, ул.Фокина д.23А
Судья Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края Михайлова Т.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кухня-ДВ», юридический адрес: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №, дата регистрации дата ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока, дата постановки на учет в налоговом органе дата МИФНС № 12 по Приморскому краю, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ,
установил:
дата главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на основании приказа заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от дата № и поступивших в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю обращений по факту пищевых отравлений, связанных с употреблением готовой продукции, приобретенной во временной организации общественного питания «Coffee-Maсhine», проведен осмотр принадлежащих ООО «Кухня-ДВ» помещений по адресу <адрес>, где расположена временная организация общественного питания быстрого обслуживания «Coffee-Maсhine». Согласно акту эпидемиологического расследования № от дата, в ходе эпидемиологического расследования выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, выразившиеся в нарушении санитарных правил: СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»:
- п.п. 5.1, 5.2, 8.1, 16.4 - набор и площадь помещения не соответствует мощности организации и не обеспечивает соблюдение санитарных правил и норм, планировка временной организации общественного питания быстрого обслуживания не обеспечивает соблюдение поточности технологических процессов: приготовления пищевой продукции: при однозальной планировке помещения осуществляется приготовление блюд из сырьевых мясных полуфабрикатов, обработка зелени и овощей осуществляется в одной общей ванне, в которой осуществляется также и мойка кухонной посуды и инвентаря.
Согласно п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.
Согласно п. 5.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.
Согласно п. 8.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо строго соблюдать поточность технологических процессов.
Согласно п. 16.4 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в ассортимент реализуемой продукции могут включаться готовые пищевые продукты промышленного производства, изделия из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке, обеспечивающей термическую обработку пищевого продукта;
- п.5.15 - в качестве дезинфицирующих средств используется бытовое дезинфицирующе средство «Белизна».
Согласно п. 5.15 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в организациях общественного питания применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в таре изготовителя в специально отведенном месте;
- п.6.5 - разделочные инвентарь (ножи) частично не маркированы в соответствии с обрабатываемым на них продуктом.
Согласно п. 6.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку; разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень". "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "X" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия; допускается наносить на разделочный инвентарь цветовую маркировку вместе с буквенной маркировкой в соответствии с обрабатываемым на них продуктом;
-п.п.6.6, 6.16. 6.19, 6.21 - не соблюдаются требования к обработке кухонной посуды: мойка кухонной посуды и производственного инвентаря осуществляется в одной моечной ванне, отсутствует инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств, отсутствует емкости для замачивания или кипячения щеток для мытья посуды.
Согласно п. 6.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» после каждой технологической операции разделочный инвентарь (ножи, доски и др.) подвергают санитарной обработке: механической очистке, мытью горячей водой с моющими средствами, ополаскиванию горячей проточной водой. Хранят инвентарь в специально отведенном месте.
Согласно п.6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» мытье кухонной посуды производят б двухсекционных ваннах в следующем порядке
-механическая очистка от остатков пищи;
- мытье щетками в воде с температурой не ниже 40°С с добавлением моющих средств;
- ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65°С;
- просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах.
Согласно п. 6.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 °С с добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят), промывают проточной водой, затем просушивают и хранят в специально выделенном месте.
Согласно п. 6.21 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств;
- п. 8.21 -емкости для обработки сырых овощей (помидоров) и зелени не имеют маркировки.
Согласно п. 8.21 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» сырые овощи и зелень, предназначенные для приготовления холодных закусок без последующей термической обработки рекомендуется выдерживать в 3% растворе уксусной кислоты или 10% растворе поваренной соли в течение 10 минут с последующим ополаскиванием проточной водой;
- п.п. 13.1,13.3 - к работе допущены сотрудники предприятия с нарушением кратности прохождения гигиенической подготовки по программе гигиенического обучения в соответствии с приказом Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» (ФИО3 - последняя дата гигиенического обучения дата., при нормативе 1 раз в год; Разумная СВ. - сведения отсутствуют)
Согласно п.п. 13.1, 13.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» лица, поступающие на работу в организации общественного питания проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносится отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Согласно Приказу МЗ РФ от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью:
- для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо - молочной и кремово -кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, - ежегодно, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;
- для остальных категорий работников - 1 раз в 2 года;
- п.п. 1.5, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 14.1, 14.2, 16.10 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.п. 9.7, 9.9, 9.10 СП 3.1.7.2817-10 «Профилактика листериоза у людей», п. 8.9 СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза»:
- не организован в полном объеме производственный, в т.ч. лабораторный, контроль за соблюдением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий: не осуществляется производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний факторов окружающей и производственной среды, не осуществляется контроль качества и безопасности продукции общественного питания по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям (протоколы лабораторных исследований смывов, воды и пищевых продуктов за 2019г. и текущий период 2020г. не представлены).
Согласно п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», зарегистрированными в Минюсте России 30 октября 2001 г., регистрационный № 3000.
Согласно п. 14.2 настоящих санитарных правил лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с требованиями к санитарно-бактериологическому контролю в организациях общественного питания и торговли пищевыми продуктами.
Согласно п. 16.10 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» за качеством и безопасностью продукции осуществляется производственный контроль в соответствии с действующими санитарными правилами.
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 2.4 б, е настоящих санитарных правил производственный контроль включает: б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства,
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.
Согласно п. 9.7 СП 3.1.7.2817-10 «Профилактика листериоза у людей» объектами производственного бактериологического контроля на листерии на пищевых объектах являются сырье и компоненты, готовая продукция.
Согласно п. 9.9 настоящих санитарных правил производственный микробиологический контроль готовой продукции предусматривает исследования:
- 1 раз в 6 месяцев - продукции общественного питания (не менее 30% наименований каждого вида блюд).
Согласно п. 9.10 - производственный бактериологический контроль санитарного состояния пищевых объектов осуществляется в порядке и с периодичностью не реже предусмотренной при контроле патогенных микроорганизмов действующими нормативными документами, в том числе: от 2 до 1 раза в месяц - в цехах по производству готовых мясо- и птицепродуктов, яичных продуктов, рыбных продуктов, салатов из овощей, икры, масла сливочного.
Согласно п. 8.9 СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза» на предприятиях общественного питания в рамках производственного контроля наличие патогенных микроорганизмов определяется 1 раз в 6 месяцев, при этом проверке подлежат 30% от каждого вида блюд
Указанные действиями, (бездействием) нарушены п.п. 5.1, 5.2, 5.15, 6.5, 6.6, 6.16, 6.19, 6.21, 8.21. 13.1,13.3,14.1, 14.2, 16.10 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.п.1.5, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п п.п. 9.7, 9.9, 9.10 СП 3.1.7.2817-10 «Профилактика листериоза у людей», п. 8.9 СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза».
В судебном заседании генеральный директор ООО «Кухня-ДВ» Максакова М.И. и защитник Нечаев А.Д. возражали против привлечения Общества к административной ответственности. Предоставили в материалы дела письменные пояснения, из которых следует, что ООО «Кухня-ДВ» является резидентом свободного порта Владивосток, ввиду чего проверка в отношении Общества должна была быть согласована с Минвостокразвития России. Со ссылкой на положения ст. 2.9 КоАП РФ, указали, что ООО «Кухня-ДВ» ранее не совершались административные правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в настоящее время Общество находится в затруднительном финансовом положении, организация имеет действующие кредитные обязательства и оплачивает лизинговые платежи, назначенный штраф повлечет значительную нагрузку, несоразмерную характеру совершенного правонарушения.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Черенкова А.С. настаивала на привлечении ООО «Кухня-ДВ» к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина ООО «Кухня-ДВ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в судебном заседании и основана на следующих доказательствах.
В соответствии со ст. 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования (ст. 17 приведенного Федерального закона).
Факт совершения ООО «Кухня-ДВ» административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от дата, приказом (распоряжением) органа государственного контроля (надзора) о проведении эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи № от дата, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от дата б/н, актом эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи № от дата, заявлениями заболевших острыми кишечными инфекциями; договором № аренды земельного участка от дата; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Кухня-ДВ»; иными материалами дела.
Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований и признаются судом достаточными для вывода о виновности юридического лица ООО «Кухня-ДВ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Доводы законного представителя юридического лица и защитника о грубых нарушениях порядка проведения проверки в отношении ООО «Кухня-ДВ», являющегося резидентом свободного порта Владивосток, что предполагает необходимость согласования проверки в отношении Общества с Минвостокразвития России, подлежат отклонению в силу следующего.
Проведение проверок в отношении резидента свободного порта Владивосток подлежит специальному регулированию с учетом особенностей Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Так, согласно части 2 статьи 24 Закона N 212-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) на территории свободного порта Владивосток, организацией и проведением проверок резидентов свободного порта Владивосток, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ проведение внеплановых проверок должно быть согласованно уполномоченным органом (Приказ Минвостокразвития России от 01.09.2015 N 167 "Об установлении Порядка согласования внеплановых проверок, а также заявленных органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля оснований для их проведения в отношении резидентов свободного порта Владивосток").
Согласно п. 7 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исключения из данного правила установлены, в частности, пунктом 5 ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона, согласно которому положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются: при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинений вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Поскольку проверка в отношении ООО «Кухня-ДВ» проводилась Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю одновременно с расследованием причин пищевого отравления жителей г. Владивостока, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" в рамках настоящего дела применению не подлежат.
В данном случае оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным, а также для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное ООО "Кухня-ДВ» административное правонарушение, выразившееся во множественных нарушениях санитарных правил и норм, создавало реальную опасность причинения вреда, а также угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, данные о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Кухня-ДВ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Приморскому краю
<...>
<...>
Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В силу ч. 1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Квитанцию об оплате штрафа представить в Отдел делопроизводства Фрунзенского районного суда г.Владивостока.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Т.А. Михайлова