Дело № 2-238/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Николаевск-на-Амуре 13 апреля 2017г.
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ковадло О.Д.,
с участием ст. помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Головина С.А.,
представителя Управления образования администрации Николаевского муниципального района по доверенности от 14.06.2016г. № 01-22-1017 Флоринской Т.В.,
представителя администрации Николаевского муниципального района по доверенности от 22.01.2016г. № 1.1-67-210 Дыдочкина М.В.,
при секретаре Федоровой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детский сад № 41 «Елочка» с. Константиновка Николаевского района, Управлению образования администрации Николаевского муниципального района, администрации Николаевского муниципального района об обязании оснастить учреждение системой видеонаблюдения, обеспечить финансирование установки системы видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ ДС № 41 «Елочка» с. Константиновка Николаевского района об обязании оснастить учреждение системой видеонаблюдения, ссылаясь на то, что прокуратурой в ходе проведения проверки по соблюдению антитеррористической безопасности в учреждениях образования выявлено, что в МБДОУ ДС № 41 «Елочка» с. Константиновка отсутствует система видеонаблюдения. Выявленные нарушения не способствуют обеспечению антитеррористической защищенности в указанном учреждении, минимализации возможных последствий и ликвидации угрозы террористического акта на объекте, способствуют проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала, чем нарушают конституционные права граждан на жизнь и здоровье. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе создавать безопасные условия воспитания, присмотра и ухода за детьми, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников учреждения. Просят обязать МБДОУ ДС № 41 «Елочка» с. Константиновка, Управление образования администрации Николаевского муниципального района оснастить учреждение системой видеонаблюдения.
Определением Николаевского-на-Амуре городского суда от 15.02.2017г. по настоящему делу в качестве соответчика привлечена администрация Николаевского муниципального района, от 14.03.2017г. привлечено Управление образования администрации Николаевского муниципального района.
В судебном заседании ст. помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Головин С.А. поддержал исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в иске, дополнительно уточнив, что поскольку Управление образования является учредителем МДОУ ДС 41 «Елочка» то просят обязать Управление образования администрации Николаевского муниципального района выделить денежные средства МБДОУ ДС 41 «Елочка» для установки системы видеонаблюдения, т.е. обеспечить финансирование установки видеонаблюдения, а МБДОУ ДС № 41 «Елочка» оснастить здание учреждения системой видеонаблюдения. Предложенный срок ответчиками для исполнения решения суда, а именно ответчику Управлению образования- 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование установки видеонаблюдения, а МБДОУ ДС № 41 «Елочка» в срок до 31.08.2018г. оснастить здание учреждения системой видеонаблюдения, считают разумным.
Представители МБДОУ ДС № 41 «Елочка» в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили.
Представитель Управления образования администрации Николаевского муниципального района по доверенности Флоринская Т.В. в судебном заседании пояснила, что Управление образования является юридическим лицом и учредителем образовательных учреждений Николаевского муниципального района. Согласна с иском прокурора с учетом уточнения об обязании Управления образования администрации Николаевского муниципального района обеспечить финансирование установки видеонаблюдения, однако в виду того, что в бюджете на 2017г. не предусмотрены расходы на указанные цели. А бюджет на 2018г. будет утвержден лишь в декабре 2018г., то просит установить срок для исполнения решения суда – 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Для МБДОУ ДС № 41 «Елочка» просит установить срок для исполнения решения суда до 31.08.2018г., с целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дошкольных учреждениях, а также с учетом того, что в летний период посещаемость дошкольных учреждений резко сокращается.
Представитель администрации Николаевского муниципального района по доверенности Дыдочкин М.В. в судебном заседании не согласился с требованиями, указав, что МБДОУ ДС 41 «Елочка» является юридическим лицом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права. Бюджет муниципального образования на 2017г. является дефицитным. Бюджет на 2018г. будет утвержден окончательно лишь в декабре 2017г., кроме этого, после получения денежных средств МБДОУ ДС № 41 «Елочка» потребуется время для выполнения процедуры конкурентной закупки в соответствиями с положениями закона № 44-ФЗ. Функции учредителя муниципальных бюджетных учреждений осуществляет Управление образования администрации Николаевского муниципального района, которое также является юридическим лицом.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Уставу муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Елочка» с. Константиновка Николаевского муниципального района является юридическим лицом, обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста, учредителем учреждения является администрация Николаевского муниципального района в лице управления образования администрации Николаевского муниципального района(п. 1.1., 1.3); основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей…( п. 1.8)
Согласно паспорту МБДОУ ДС № 41 «Елочка» в учреждении имеется автоматическая пожарная сигнализация с системой оповещения людей о пожаре, охранная сигнализация «Тревожная кнопка», система видеонаблюдения отсутствует (л. д.7-17).
Из информации, предоставленной руководителем управления образования администрации Николаевского муниципального района 26.12.2016г. № 01-22-2231 Николаевскому-на-Амуре городскому прокурору следует, что по состоянию на декабрь 2016г. оснащены системами видеонаблюдения 13 образовательных учреждений Николаевского муниципального района. В целях исполнения действующего законодательства в области обеспечения безопасности образовательных учреждений Николаевского муниципального района в проекте бюджета на 2016г. по отрасли «Образование», представленной для утверждения Собранию депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края были учтены бюджетные обязательства на оснащение системами видеонаблюдения в сумме 2 270 тыс. руб. Однако решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 16.12.2015г. № 51-294 «О районном бюджете на 2016 год» на проведение вышеуказанных мероприятий лимиты бюджетных обязательств не утверждены (л.д.25)
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие 11.04.2015.
В соответствии с пп. "а" п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Как было установлено в судебном заседании, в настоящее время в здании МБДОУ ДС № 41 «Елочка» с. Константиновка Николаевского района отсутствует система видеонаблюдения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в указанном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности детей, находящихся в указанном учреждении и работников учреждения их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Суд приходит к выводу о том, что исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора к МБДОУ ДС № 41 «Елочка» с. Константиновка Николаевского района подлежат удовлетворению, т.к. отсутствие системы видеонаблюдения в указанном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
В виду того, что в судебном заседании было достоверно установлено, что денежные средства для установки системы видеонаблюдения МБДОУ ДС № 41 «Елочка» с. Константиновка не предусмотрены на 2017г., то требования прокурора в части обязания Управления образования администрации Николаевского муниципального района финансирования установки системы видеонаблюдения здания МБДОУ ДС №41 «Елочка» с. Константиновка, являются обоснованными. По мнению суда, отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения Управления образования администрации Николаевского муниципального района от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). Администрация Николаевского муниципального района подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности, т.к. было установлено в судебном заседании функции учредителя МБДОУ ДС № 41 «Елочка» исполняет Управление образования администрации Николаевского муниципального района, которое является юридическим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить для Управления образования администрации Николаевского муниципального района срок для исполнения решения суда - 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, т.к. данный срок является, по мнению суда разумным и учитывая, что бюджет на 2017г. был утвержден в декабре 2016г. Для МБДОУ ДС 41 «Елочка» суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в срок до 31.08.2018г., т.к. данный срок является разумным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, в случае удовлетворения исковых требований взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации Николаевского муниципального района ОГРН 1032700110740, ИНН 2705020218 в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование установки техническими средствами системы видеонаблюдения в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №41 «Елочка», расположенном в с. Константиновка Николаевского района Хабаровского края, ул.Строительная, д.3-А; обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Елочка» с. Константиновка Николаевского района ОГРН 103 2700110189, ИНН 2705150376 в срок до 31.08.2018г. оснастить здание, расположенное в с. Константиновка Николаевского района, ул. Строительная, д. 3-А системой видеонаблюдения.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 41 «Елочка» с. Константиновка Николаевского района ОГРН 103 2700110189, ИНН 270515037 в доход бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края госпошлину в размере 300 ( триста ) рублей 00 копеек.
Администрацию Николаевского муниципального района освободить от гражданско- правовой ответственности.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 апреля 2017г.
Судья Ковадло О.Д.