П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
р.п. Коченево 8 февраля 2019 г.
Коченевский районный суд Новосибирской области, ул.Плахотного дом 38, р.п.Коченево, Коченевский район, Новосибирская область
Судья Коченевского районного суда Новосибирской области Слыш Н.П.,
рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении Короткова Д. А., уроженца <адрес>, Коченевского района, Новосибирской области, гражданина РФ, проживающего <адрес>, ул <адрес> д.№, Коченевского района, Новосибирской области,
у с т а н о в и л:
В Коченевский районный суд поступил протокол об административном правонарушении в отношении Короткова Д.А., которому вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении Коротков Д.А. привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ являясь водителем легкового автомобиля <данные изъяты> госномер <данные изъяты> осуществил услугу по перевозке пассажира ФИО, автомобильным транспортом в режиме такси, по маршруту: <адрес>,ул. <адрес>, № до <адрес>,ул. <адрес>,№ стоимостью <данные изъяты> рублей, не имея специального разрешения (лицензии) на осуществление указанного вида деятельности в нарушение ФЗ от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть осуществил предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии).
В судебное заседание Коротков Д.А. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с пунктами 13, 14, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений. Само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ). В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 7 ст. 9 ФЗ от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 34-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление такой деятельности. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090) водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Фрахтователем является физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. Фрахтовщиком выступает юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. Пассажиром является физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
Следовательно, несмотря на то, что пассажиры не являются напрямую стороной договора фрахтования, однако он заключается в их интересах, и на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам гражданским и транспортным законодательством.
На основании вышеуказанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 утверждены «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее по тексту - Правила N 112), Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 утверждены «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом", которые устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
В соответствии с п.1 Правил № 112 "легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования, заключенного в устной форме.
На основании ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика (ч.2 ст. 31).
Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров (ч.3 ст. 31).
Фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут или поведение фрахтователя может создавать угрозу безопасности водителя (ч.4 ст. 31).Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси (ч.5 ст. 31).
В силу ст. 2 названного ФЗ N 259-ФЗ фрахтовщиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Согласно частей 1-3 ст. 9 ФЗ от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами субъектов Российской Федерации. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Таким образом, в случае установления в действиях водителя осуществления предпринимательской деятельности (деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли), в том числе с использованием диспетчерской службы (принятие и выполнение заказов от пассажиров) при том, что договор на перевозку пассажиров считается заключенным между водителем с одной стороны и пассажирами (фрахтователи) с другой стороны, то такая деятельность образует состав правонарушений по ч. 1 ст. 14.1.2, ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом протоколе об административном правонарушении отсутствует изложение обстоятельств, свидетельствующих о том, что деятельность Короткова Д.А. была направлена на систематическое извлечение прибыли от провоза пассажиров (предпринимательская деятельность). Описание события правонарушения в протоколе не содержит данных признаков, что исключает возможность оценки его действий как предпринимательской деятельности и, как следствие этому, без специального разрешения (лицензии).
Объем доказательств, имеющихся в материалах дела, согласующихся между собой и подтверждающих содержание протокола, в числе которых письменные объяснения привлекаемого лица и пассажира, также не свидетельствует об осуществлении Коротковым Д.А. предпринимательской деятельности в понимании п.1 ст. 2 ГК РФ.
Таким образом, состав вменяемого Короткову Д.А. правонарушения не подтвержден.
На основании ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.24.5 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить административное производство по делу об административном правонарушении в отношении Короткова Д. А. по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись