Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Петуниной Н.В.,
с участием административного истца Гостева А.С., представителя административного ответчика Губина М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области 24 июня 2019 года
административное дело № по административному исковому заявлению Гостева А.С. к Администрации города Шадринска Курганской области о признании решения незаконным, возложению обязанности по согласованию проведения публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Гостев А.С. обратился в суд с административным иском к Администрации города Шадринска Курганской области о признании решения незаконным, возложению обязанности по согласованию проведения публичного мероприятия. В обоснование заявленных требований указал, что 17.06.2019 г. им было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - митинг, 29.06.2019 г. с 14 до 15 часов, по адресу г. Шадринск на площадке сквера в 15 м. на восток от административного здания АО «Шадринский электродный завод». 20.06.2019 г. ему дан письменный ответ с предложением о приведении заявленного уведомления в соответствие с требованиями закона. Причиной несоответствия, по мнению Администрации г. Шадринска, стала неустановленность правового статуса - заявитель, а также не указание полного места жительства - город. Считает ответ Администрации г. Шадринска незаконным и необоснованным. Полагает, что орган местного самоуправления вправе не согласовать проведение публичного мероприятия, если уведомление подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, а также если местом проведения мероприятия указано место, в котором запрещено проведение публичного мероприятия. Просил признать решение Администрации г. Шадринска от 20.06.2019 г. незаконным и возложить обязанность на ответчика согласовать проведение публичного мероприятия - митинга.
Административный истец Гостев А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнив, что в уведомлении указал место проведения публичного мероприятия по предложению Администрации г. Шадринска.
Представитель административного ответчика Администрации города Шадринска Курганской области Губин М.Е. в судебном заседании требования административного истца не признал. Пояснил, что ФЗ № 54, который регламентирует проведение всех публичных мероприятий гласит, что уведомление подается организатором мероприятия. Понятия заявитель не существует. В начале заявления Гостев А.С. указывает что является заявителем, а ответственность законом возлагается на организатора. В городе Шадринске есть две площадки для проведения публичных мероприятий в Н. Поселке и возле Шадринского электродного завода, в сквере. Действительно, место, указанное в уведомлении Гостевым А.С, совпадает с местом для проведения мероприятий указанных в постановлении Правительства Курганской области. Считает, что уведомление о проведении публичного мероприятия в любом случае необходимо, только одиночные пикеты разрешены без уведомления. Администрация своим решением не согласовала мероприятие, было предложено привести уведомление в соответствии с требованиями законодательства. Если мероприятие всё таки будет проведено, то последуют определенные санкции.
Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление соблюдены ли сроки обращения в суд соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В целях обеспечения реализации конституционного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (далее по тексту Федеральный закон N 54-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровывозимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что публичное мероприятия может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия в местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ одной из обязанностей органа местного самоуправления является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что 17 июня 2019 года председатель региональной общественной организации «Экология Безопасность Курганской области» Гостев А.С. обратился в администрацию города Шадринска с уведомлением о проведении публичного мероприятия на территории Шадринского городского общества. В уведомлении указал форму, цели, количество участников, место (на территории сквера, в 15 м. на восток от административного здания АО «Шадринский электродный завод»), время проведения планируемого публичного мероприятия (29.06.2019 г.), а также иные сведения, в том числе о лицах, уполномоченных выполнять распорядительные и иные функции на планируемом мероприятии (л.д. ...).
Решением Администрации города Шадринска, которое направлено административному истцу Гостеву А.С. в форме сообщения, учитывая пояснения представителя административного ответчика, фактически отказано в согласовании проведения публичного мероприятия. В обоснование данного сообщения указано, что в уведомлении отсутствуют сведения об организаторе публичного мероприятия, а также не указан населённый пункт в адресе заявителя (л.д. ...
В судебном заседании, представитель административного ответчика Губин М.Е. указал, что своим сообщением Администрация города Шадринска Курганской области не согласовала проведение публичного мероприятия Гостеву А.С, что является основанием, в случае проведения мероприятия, для применения определённых санкций.
Таким образом, достоверно установлено, что сообщение Администрации города Шадринска Курганской области от 20.06.2019 г., направленное Гостеву А.С, является именно решением об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Учитывая данные обстоятельства, а также положения Федерального закона N 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия, может подаваться только организатором данного мероприятия. Поэтому ссылка в решении администрации г. Шадринска Курганской области на то, что с уведомлением обратился заявитель и не указал данные об организаторе, являются несостоятельными. Наименование обратившегося с уведомлением лица «заявитель», по мнению суда не может служить основанием для возложения на это лицо, обязанности указать сведения об организаторе мероприятия. Формальное указание ответчиком о том, что Гостев А.С. является заявителем, а не организатором, не влияет на правильное восприятие административным ответчиком того, что организатором является именно Гостев А.С.
Указание в оспариваемом решении на отсутствие в адресе Гостева А.С, наименования населённого пункта, также не может служить основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку в уведомлении были указаны наименование улицы, номер дома и квартиры, а также адрес электронной почты. А адрес, по которому был направлено сообщение административному истцу, содержит наименование населённого пункта, улицы, дома, квартиры, что свидетельствует об осведомлённости административного ответчика о точном адресе организатора мероприятия.
Таким образом, оспариваемое решение, нельзя признать законным и обоснованным, поэтому требования Гостева А.С. о признании незаконным и отмене решения Администрации города Шадринска Курганской области от 20.06.2019 г., об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия -митинга, подлежат удовлетворению.
Относительно требований Гостева А.С. о возложении обязанности согласовать проведение митинга 29.06.2019 г. с 14 до 15 часов на площадке сквера в 15 м. на восток от административного здания АО «Шадринский электродный завод», необходимо отметить следующее:
В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», установлено, что при проведении публичного мероприятия в определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации месте, специально отведенном или приспособленном для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, уведомление о проведении публичного мероприятия не требуется при условии, что количество предполагаемых его участников не превышает установленную законом субъекта Российской Федерации предельную численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется при этом указанная предельная численность не может быть менее 100 человек.
Площадка, расположенная на территории сквера, в 15 м. на восток от административного здания по ул. Свердлова, ... АО «Шадринский электродный завод», определена Правительством Курганской области в качестве специально отведенного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что Гостевым А.С. запланировано проведение публичного мероприятия в месте, определённом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с запланированной численностью участников до 100 человек, уведомление о проведении публичного мероприятия не требуется, а уведомление, которое представил в администрацию г. Шадринска, Гостев А.С, следует расценивать, как информирование о проведении публичного мероприятия.
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае, приведёнными выше нормами закона, согласительные процедуры между организатором и органами исполнительной власти, не предусмотрены, в удовлетворении иска в
части возложения обязанности по согласованию проведения публичного мероприятия, следует отказать.
Кроме того, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», установлено, что при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.
Суд полагает, что оснований для возложения обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Гостева А.С. к Администрации города Шадринска Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по согласованию проведения публичного мероприятия, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Администрации города Шадринска Курганской области от 20 июня 2019 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия - митинга.
В удовлетворении остальной части требований Гостева А.С. к Администрации города Шадринска Курганской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2019 года в 16 часов 30 минут.
Судья Шадринского
районного суда И.С. Воронцов