Мотивированное решение изготовлено 11.03.2020 г. Дело № 2-339/2020
66RS0007-01-2019-006272-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 04 марта 2020 года
Чкаловский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Усачева А.В.
при секретаре судебного заседания Князевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суфияровой Юлии Ильдаровны к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на самовольное строение,
установил:
Суфиярова Ю.И. предъявила к Администрации г. Екатеринбурга иск о признании права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, площадью 55,2 кв.м., расположенный на земельном участке кадастровый номер №
В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 560 кв. м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.
В 2019 году в границах данного земельного участка истец произвел строительство индивидуального жилого дома площадью 55,2 кв. м.
Администрацией города Екатеринбурга направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, причиной отказа явилось то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения и использования), регламентом которой не предусмотрено строительство индивидуального жилого дома. Кроме того, находится самовольная постройка частично расположена в охранной зоне воздушной линии электропередачи ВЛ 500 кВ Южная – Тагил и размещение таких объектов допускается с согласия балансодержателя.
Сохранение самовольной постройки не затрагивает и не нарушает прав и интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Возведенная истцом самовольная постройка соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов. Указанные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста ООО «ЖДСК «Эталон» № № Жилой дом расположен на территории, которая используется для строительства индивидуальных жилых домов. Жилой дом расположен в границах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности. Таким образом, возведение индивидуального жилого дома на указанном земельном участке не является существенным нарушением градостроительных норм и правил.
В судебном заседании истец Суфиярова Ю.И., представитель истца Гольман М.А. исковые требования поддержали в обоснование привели доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга Дубинина А.Е., действующая по доверенности, направила письменный отзыв, в котором указала, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство, выданное Главархитектурой Администрации города Екатеринбурга, принято правомерно, так как выявлены несоответствия градостроительному регламенту зоны СХ-1, установленному Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург». Самовольная постройка расположена в охранной зоне воздушной линии электропередачи ВЛ 500 кВ Южная – Тагил и размещение таких объектов без согласия балансодержателя сетей не допускается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора ПАО «ФСК ЕЭС» Мацкевич В.И. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве указано, что земельный участок к.н. № частично расположен в охранной зоне воздушной линии электропередачи ВЛ 500 кВ Южная - Тагил. Указанная BЛ принадлежат на праве собственности ПАО «ФСК ЕЭС», ее эксплуатацию осуществляет филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - Свердловское предприятие магистральных электрических сетей.
Охранная зона BЛ установлена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», и зарегистрирована в установленном порядке за номером №.
Сведения о ее границах внесены в государственный кадастр недвижимости и отображены на публичной кадастровой карте Росреестра.
Индивидуальный жилой дом истца, расположен на расстоянии 30 метров от проекции крайнего провода BЛ 500 кВ Южная - Тагил на землю, следовательно, находится за пределами охранной зоны.
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных измерений Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» № от 09.12.2019, а также Протоколу лабораторных испытаний № № от 05.12.2019 и Акту измерений физических и радиологических факторов № от 01.12.2019, индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с к.н. №, по уровням напряженности электромагнитных полей промышленной частоты 50 Гц соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания.
С учетом вышеизложенного ПАО «ФСК ЕЭС» не возражает против размещения индивидуального жилого дома на земельном участке с к.н. № в существующих границах застройки.
Представители третьих лиц Министерства по управлению государственным имуществом
Свердловской области, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что Суфияровой Ю.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 560 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.
В 2019 году в границах данного земельного участка истец произвел строительство индивидуального жилого дома площадью 55,2 кв. м.
Поскольку спорный жилой дом был создан без получения на это необходимых разрешений, в соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации он является самовольной постройкой.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что самовольная постройка может быть узаконена лишь в случае доказанности ее возведения в границах земельного участка истца и в случае если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из положений ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является безопасное и устойчивое развитие застроенных и подлежащих застройке территорий, застройка (строительство) которых должна осуществляться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
При этом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отметила, что сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при предоставлении земельного участка для строительства и при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с «Обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.
Администрацией города Екатеринбурга 12.09.2019 г. направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, причиной отказа явилось то обстоятельство что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0511021:776 расположен в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения и использования), регламентом которой не предусмотрено строительство индивидуального жилого дома. Кроме того, находится самовольная постройка частично расположена в охранной зоне воздушной линии электропередачи ВЛ 500 кВ Южная – Тагил и размещение таких объектов допускается с согласия балансодержателя.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером №, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Решением Екатеринбургской Городской Думы от 26.10.2010 № № «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № «Об утверждении Генерального плана развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года» внесены изменения в границы населенного пункта «г. Екатеринбург».
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Таким образом, внесение изменений в генеральный план городского округа - муниципального образования «г. Екатеринбург» является изменением границ населенного пункта.
После внесения изменений о категории земель разрешенное использование участка осталось прежним – для ведения личного подсобного хозяйства. Однако, при изменении границ населенного пункта г. Екатеринбург не были внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» и территориальная зона, в пределах которой расположен вышеуказанный земельный участок, осталось прежней, а именно зона СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения и использования).
Однако, необходимо учитывать, что соответствующая зона была определена до внесения изменения в генеральный план городского округа Екатеринбург и включения соответствующего земельного участка в черту г. Екатеринбурга.
Жилой дом расположен на территории, которая используется для строительства индивидуальных жилых домов. Жилой дом расположен в границах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, и предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, что предусматривает размещение жилого дома. Таким образом, возведение индивидуального жилого дома на указанном земельном участке не является существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу, что строение на земельном участке с кадастровым номером №, является жилым домом пригодным для постоянного проживания. Жилой дом соответствует требованиям действующих строительных норм и правил, в том числе санитарным и пожарным нормам. Строительные конструкции жилого дома находятся в нормативно – техническом состоянии. Дальнейшая безопасная для жизни и здоровья людей эксплуатация жилого дома обеспечена.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста ООО «ЖДСК «Эталон» № №.
Суд считает возможным, при принятии решения, руководствоваться указанным заключением, поскольку у суда оно сомнений не вызывает, ответчиком не оспорено и признается допустимым доказательством по делу.
Судом также установлено, что спорный дом, расположен на расстоянии 30 метров от проекции крайнего провода BЛ 500 кВ Южная - Тагил на землю, следовательно, находится за пределами охранной зоны.
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных измерений Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» № № от 09.12.2019, а также Протоколу лабораторных испытаний № от 05.12.2019 и Акту измерений физических и радиологических факторов № от 01.12.2019, индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с к.н. №, по уровням напряженности электромагнитных полей промышленной частоты 50 Гц соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания.
Из письменных объяснений представителя ПАО «ФСК ЕЭС» следует, что балансодержатель этих сетей не возражает против размещения индивидуального жилого дома на земельном участке с к.н. № в существующих границах застройки.
Данных о том, что указанное строение нарушает права иных лиц и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию, судом не установлено.
Назначение указанного объекта недвижимости соответствует целевому назначению земельного участка.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования истца о признании права собственности на объект самовольной постройки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Суфияровой Юлии Ильдаровны к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на самовольное строение - удовлетворить.
Признать за Суфияровой Юлией Ильдаровной право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом, площадью 55,2 кв. м., расположенный на земельном участке кадастровый номер №.
Настоящее решение является основанием для постановки указанного жилого дома на кадастровый учет, а также основанием для государственной регистрации права собственности
Суфияровой Юлии Ильдаровны на указанный жилой дом.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: