ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Фиминой Т.А.,
при секретаре Кутаевой Е.М.,
с участием административного истца Савиных Д.М.
представителя административного ответчика администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области
представителя заинтересованного лица К. адвоката Спиридонова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Савиных Д.М. к администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании недействительным заключения по результатам публичных слушаний, признании незаконным и отмене постановления
у с т а н о в и л:
Савиных Д.М. обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании недействительным заключения по результатам публичных слушаний, признании незаконным и отмене постановления указывая, что ему по праву собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанный земельный участок был приобретен на основании договора купли-продижи жилого дома и земельного участка от <дата>
Смежный земельный участок общей площадью 1212 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит по праву собственности К. К. на принадлежащем ей земельном участке начала вести строительные работы, связанные с возведением объекта капитального строительства.
Строительные работы на смежном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> ведутся с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства на основании оспариваемого постановления администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>. № «Об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> муниципальном образовании <адрес> сельсовет».
Решением <адрес> сельского Совета Арзамасского района Нижегородской области от <дата>. № принято Положение о публичных слушаниях в <адрес> сельсовете, согласно которого на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.
Аналогичное требование закреплено в ст.24 Правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес> сельсовет Арзамасского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельским Советом <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>. №.
Данные положения определяют, что комиссия в процессе подготовки к публичным слушаниям обеспечивает ознакомление заинтересованных лиц с материалами, выносимыми на публичные слушания.
Согласно ч.4 ст.24 Правил, комиссия ОМСУ не позднее 10 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства извещает заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний и проводит публичные слушания в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядком организации и проведения публичных слушаний, определенным уставом сельского поселения Красносельский сельсовет Арзамасского муниципального района Нижегородской области и Правилами.
Особенности организации и проведения публичных слушаний по внесению изменений в Правила в части отдельного земельного участка установлены ст.24 Правил, согласно части 4 которой, лица, ответственные за проведение публичных слушаний, направляют извещения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капительного строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
При этом в нарушение указанных норм, именно комиссией извещение о проведении подобных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в его адрес не направлялось. Таким образом, поскольку он не был уведомлен о проведении подобных слушаний, принятое решение нарушает его права и законные интересы, как собственника смежного земельного участка.
Предоставляя К. разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> путем уменьшения минимального отступа от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий за пределами которых запрещено строительство зданий до 2 метров, без надлежащего уведомления правообладателя земельного участка, имеющего общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить строительство с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства, административный ответчик нарушил действующее законодательство и таким образом лишил его права на возражения относительно уменьшения минимального отступа от границы смежного земельного участка.
Комиссией по подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области принято решение рекомендовать главе администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить К. разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес>.
Просит признать недействительным заключение по результатам публичных слушаний на предмет разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес>, опубликованное официально в средствах массовой информации и размещенное на официальном интернет-портале администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального образования Нижегородской области <дата>., признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального образования <адрес> № от <дата> «Об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> муниципальном образовании <адрес> сельсовет».
В судебном заседании административный истец Савиных Д.М. административный иск поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области по доверенности с административным иском не согласилась.
Представитель административного ответчика комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица К. адвокат Спиридонов В.В. в судебном заседании с административным иском не согласился.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца Савиных Д.М., представителя административного ответчика администрации <адрес> сельского совета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, представителя заинтересованного лица К. адвоката Спиридонова В.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В судебном заседании установлено следующее.
Савиных Д.М. является собственником земельного участка общей площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Решением Арзамасского городского суда по гражданскому делу по иску Савиных Д.М. к администрации <адрес> сельского совета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании права собственности на жилой дом от <дата>., вступившем в законную силу <дата>., Савиных Д.М. в признании права собственности на 2-х этажный жилой дом общей площадью 220,10 кв.м., <дата> постройки, расположенный по адресу: <адрес>, отказано.
К. является собственником земельного участка площадью 1212 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство.
Из градостроительного плана указанного земельного участка следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, основным видом разрешенного использования земельного участка является в том числе - для ведения личного подсобного хозяйства.
<дата> К. обратилась в администрацию <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства (в части красной линии) жилого дома по адресу: <адрес>.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в ст.38 ГрК РФ.
Согласно п.2 ч.1 ст.38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Согласно ст.36 Правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес> сельсовет Арзамасского муниципального района Нижегородской области, минимальный отступ от границ земельных участков до зданий, строений, сооружений составляет:
1) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов, от границ земельного участка до основного строения (стены жилого дома) - 3 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, открытых стоянок - 1 м;
Минимальный отступ от красной линии до зданий, строений и сооружений 5 м при осуществлении нового строительства;
3) расстояние между длинными сторонами зданий высотой 2 - 3 этажа не менее 15 м, высотой 4 этажа - не менее 20 м;
4) в границах реконструируемой застройки, с учетом линии регулирования застройки
В соответствии с частями 1 - 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Постановлением главы администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата> №а «О назначении публичных слушаний на предмет разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», назначено на <дата>. в 18.00 в зале Дома культуры по адресу <адрес> проведение публичных слушаний на предмет предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес>.
Указанное постановление было обнародовано путем вывешивания текста на досках объявлений у здания администрации, помещениях медпункта, школы, почтового отделения, дома культуры, библиотеки, что подтверждается справкой администрации <адрес> сельсовета Арзамасского района № от <дата>
Обращения по вопросу публичных слушаний в администрацию <адрес> сельсовета не поступало.
<дата>. состоялись публичные слушания по указанному вопросу.
Как следует из протокола публичных слушаний от <дата>., в ходе публичных слушаний было принято решение предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома.
Заключением по результатам публичных слушаний на предмет разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес> от <дата>., публичные слушания на предмет предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу <адрес> признаны состоявшимися. Также принято решение рекомендовать предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу : <адрес>.
Согласно справке № от <дата>. заключение по результатам публичных слушаний обнародовано путем вывешивания текста на досках объявлений у здания администрации, помещениях медпункта, школы, почтового отделения, дома культуры, библиотеки.
<дата> комиссией по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области принято решение №: рекомендовать главе администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить К.. разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес>.
По результатам рассмотрения заявления главой администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области принято постановление № от <дата> «Об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> муниципальном образовании <адрес> сельсовет», согласно которого К. предоставлено разрешение на отклонение от установленных правилами землепользования и застройки, утвержденными решением <адрес> сельсовета Арзамасского района от <дата>. №, предельных параметров разрешенного строительства обьекта капитального строительства для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по следующим показателям: минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений установить 2 метра.
Указанное постановление было обнародовано путем вывешивания текста на досках обьявлений у здания администрации, помещениях медпункта, школы, почтового отделения, дома культуры, библиотеки, а также на официальном Интернет-портале администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района.
Савиных Д.М. просит признать заключение по результатам публичных слушаний недействительным, поскольку считает, что оно было принято с нарушениями, т.к. он не был уведомлен о проведении публичных слушаний как собственник земельного участка, имеющего общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Согласно ч.3 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действовавшей в редакции на момент подачи К. заявления), в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
В соответствии с п.2 ст.24 Правил землепользования и застройки сельского поселения Красносельский сельсовет Арзамасского муниципального района Нижегородской области, участниками публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования и по вопросу предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются:
1) правообладатели земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение;
2) правообладатели объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение;
3) правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение.
Участникам публичных слушаний по обсуждению заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается возможность ознакомления с представленными обосновывающими материалами.
В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Как следует из представленных материалов, постановление о назначении публичных слушаний было обнародовано путем вывешивания текста на досках объявлений у здания администрации, помещениях медпункта, школы, почтового отделения, дома культуры, библиотеки, что подтверждается справкой администрации <адрес> сельсовета Арзамасского района № от <дата>., а также размещено на официальном сайте администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района.
Коллективное мнение граждан выявлялось и публичные слушания проводились в установленном порядке; возможность участвовать в обсуждении истцу была обеспечена.
Доводы административного истца Савиных Д.М. о том, что извещение о проведении публичных слушаний ему не направлялось, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данное утверждение не противоречит ч.4 ст.24 Правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес> сельсовет Арзамасского муниципального района Нижегородской области, согласно которой лица, ответственные за проведение публичных слушаний, направляют извещения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
В силу ст.42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
В данном случае К. обращалась с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства (в части красной линии) жилого дома по адресу: <адрес>. С заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку Савиных Д.М., К. не обращалась
Согласно п.3.7.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» на территории муниципального образования <адрес> сельсовет Арзамасского муниципального района Нижегородской области, публичные слушания проводятся в день, во время и в месте, указанные в решении о проведении публичных слушаний, независимо от количества пришедших на слушания жителей.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N931-О-О, публичные слушания, имеющие целью выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, не являются формой осуществления власти населением; целью публичных слушаний является выявление коллективного мнения граждан либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, для чего каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит исключительно компетентным органам и должностным лицам, предоставлена возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта; соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам. Публичные слушания призваны обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного на принятие соответствующего решения органа свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации правовой смысл института публичных слушаний предполагает, что публичные слушания являются способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении и принятое на публичных слушаниях решение, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать права; заключением о результатах публичных слушаний обобщены результаты публичных слушаний и даны рекомендации.
Оспариваемое Савиных Д.М. постановление № от <дата>. главы администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов административного истца не нарушает, не предрешает тех вопросов, речь о которых ведет административный истец. Ссылаясь на допущенные нарушения при организации и проведении публичных слушаний, Савиных Д.М. не приводит доводов о том, как именно были нарушены его права, и каким образом признание недействительным заключения по результатам публичных слушаний и признание незаконным постановления администрации <адрес> сельсовета № от <дата>. приведет к их восстановлению.
Доводы административного истца относительно нарушений, допущенных К. при строительстве своего дома, о том, что его не устраивает качество строительства дома К. не могут быть рассмотрены в рамках административного дела, предметом которого является проверка законности постановления администрации <адрес> сельсовета.
В силу положений статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
С учетом изложенных обстоятельств и указанных норм права суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемыми заключением по результатам публичных слушаний на предмет разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес> от <дата>. и постановлением администрации <адрес> сельского совета № от <дата>
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2).
В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд полагает, что административным истцом был пропущен установленный процессуальный срок для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Так, нормы действующего законодательства, предоставляя гражданину возможность оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора.
При этом, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления может служить пропуск заявителем срока обращения в суд.
Как следует из обьяснений Савиных Д.М. о проведении публичных слушаний и принятии оспариваемого постановления ему стало известно в июне <дата> в Арзамасском городском суде при рассмотрении гражданского дела по его иску о признании права собственности на жилой дом. В <дата>. он обратился к главе администрации <адрес> сельсовета для получения документов по проведенным публичным слушаниям, однако ему разьяснили, что вся информация имеется на сайте администрации. В <дата>, как пояснил Савиных Д.М. в судебном заседании, на официальном сайте <адрес> сельсовета он ознакомился с оспариваемым постановлением № от <дата>
Однако в суд за защитой своих прав Савиных Д.М. обратился только <дата>., то есть со значительным пропуском установленного срока. Каких-либо допустимых доказательств того, что он был лишен возможности своевременно оспорить заключение по результатам публичных слушаний на предмет разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес> от <дата>. и постановления администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области № от <дата>. по указанным в иске основаниям, представлено не было.
Ссылка Савиных Д.М. на то, что построенный К. жилой дом представляет угрозу жизни и здоровью, качество строительства дома К. его не устраивает, не является основанием восстановления пропущенного срока обращения в суд.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, то исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст.175,178-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л :
Савиных Д.М. в удовлетворении административного иска к администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области о
-признании недействительным заключения по результатам публичных слушаний на предмет разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома по адресу: <адрес> от <дата>., опубликованное официально в средствах массовой информации и размещенное на официальном интернет-портале администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального образования Нижегородской области <дата>.,
-признании незаконным и отмене постановления администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области № от <дата>. «Об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> муниципальном образовании <адрес> сельсовет», отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Т.А.Фимина