Дело № 2- 494/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Лодейное Поле 05 декабря 2019 года
Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Альшанниковой Л.В. при ведении протокола секретарем Талпа С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Красноярского края к Тероевой Юлии Сергеевны о взыскании излишне выплаченных денежных средств виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,
установил:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Тероевой Юлии Сергеевны о взыскании излишне выплаченных денежных средств виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 1347,24 руб. В обосновании иска указано, что в соответствии с постановлением администрации города Норильска от 18.04.2013 № 149 «Об осуществлении Администрацией города Норильска отдельных государственных полномочий», на Управление социальной политики администрации города Норильска (далее - Управление социальной политики) возложено осуществление переданных исполнительным органом местного самоуправления государственных полномочий в пределах, установленных законами Красноярского края, в том числе Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки ветеранам, ветеранам труда, ветеранам труда края, пенсионерам, родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих, являющимся получателями пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
ФИО, *** года рождения обратилась в Управление социальной политики администрации города Норильска с целью получения мер социальной поддержки с заявлением о назначении ей предусмотренных законодательством меры социальной поддержки как ветерану труда края (предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> которые были перечислены на счет №, открытый на ее имя в Сибирском банке ПАО Сбербанк и указанный наследодателем в заявлении от ***, в полном объеме. ФИО умерла ***, в связи с чем образовалась переплата субсидии отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг за период с *** по *** в размере 1347,24 рублей.
Согласно протоколу закрытия выплат от ***, ФИО выплачены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период с *** по *** в полном объеме на сумму 1 347,24 рублей. С целью возврата излишне перечисленной суммы социальных выплат, Управление социальной политики обратилось в ПАО Сбербанк, по сведениям которого возврат денежных средств получателя ФИО не представляется возможным, так как счет закрыт наследником Тероевой Ю.С.
Пунктом 12 ст. 23 Закона края определено, что возврат в бюджет необоснованно полученных средств субсидий и дополнительных мер социальной поддержки производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 7 Конституции РФ установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане - пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
В соответствии с постановлением администрации города Норильска от 18.04.2013 № 149 «Об осуществлении Администрацией города Норильска отдельных государственных полномочий», на Управление социальной политики администрации города Норильска (далее - Управление социальной политики) возложено осуществление переданных исполнительным органом местного самоуправления государственных полномочий в пределах, установленных законами Красноярского края, в том числе Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки ветеранам, ветеранам труда, ветеранам труда края, пенсионерам, родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих, являющимся получателями пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Из материалов дела следует, что в Управление социальной политики администрации г. Норильска *** обратилась как ветеран труда края ФИО, *** года рождения с целью получения мер социальной поддержки. Полагающие ей меры социальной поддержки в виде субсидий просила перечислять на лицевой счет № (л.д. 20).
Согласно протоколу закрытия выплат от ***, ФИО выплачены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период с *** по *** в полном объеме на сумму 1 347,24 рублей (л.д. 16).
ФИО умерла ***, что подтверждается справкой «МУП» «РКЦ».
Из письма ПАО Сбербанк от *** следует, что запрос возврат денежных средств получателя ФИО по счету № не представляется возможным, так как счет закрыт наследником Тероевой Юлией Сергеевной, зарегистрированной по адресу: <адрес>л.д. 22).
На основании п. 12 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, при наличии условий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, производится получателями компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.01.2015 вступил в силу Закон Красноярского края от 16.12.2014 «О внесении изменений в отдельные Законы края в сфере социальной поддержки граждан в целях оптимизации механизма денежных выплат» и средства, необоснованно полученные с 01.01.2015 в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, подлежат возврату в краевой бюджет. Главным распорядителем указанных средств краевого бюджета является министерство социальной политики Красноярского края на основании Закона Красноярского края от 02.12.2015 «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов».
Нормой ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу императивной нормы ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследователя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу.
С целью возврата излишне перечисленной суммы социальных выплат, Управление социальной политики обратилось в ПАО Сбербанк, по сведениям которого возврат денежных средств получателя ФИО не представляется возможным, так как счет закрыт наследником Тероевой Ю.С.
Истец в адрес ответчика дважды направлял требование о возврате излишне перечисленных денежных средств. Требование Тероевой Ю.С. оставлено без внимания.
Поскольку судом установлено, что в качестве субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг ФИО с *** по *** перечислено 1 347,24 рублей, а наследником ФИО является Тероева Ю.С., с ответчика подлежит взысканию в пользу Министерства социальной политики Красноярского края необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 1 347,24 руб.
Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что Министерство социальной политики Красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 193- 199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к Тероевой Юлии Сергеевны о взыскании излишне выплаченных денежных средств виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать с Тероевой Юлии Сергеевны, <данные изъяты> в пользу Министерства социальной политики Красноярского края излишне выплаченные денежные средства виде субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 1347 рублей 00 копеек.
Взыскать с Тероевой Юлии Сергеевны, <данные изъяты> в доход бюджета Красноярского края государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лодейнопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 декабря 2019 года.
Судья: Л.В. Альшанникова