Дело № 2а-1235/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой К. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике к Титову Д. А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике обратилась в суд с административным иском к Титову Д. А. о взыскании задолженности по налогам и пени в общей сумме 445 рублей 69 копеек, в том числе:
- 357 рублей - земельный налог за 2014 год;
- 26 рублей - налог на имущество физических лиц за 2013 год;
- 62 рубля - налог на имущество физических лиц за 2014 год;
- 0 рублей 69 копеек - пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02 октября 2010 года по 29 октября 2015 года.
Требования административного иска мотивированы тем, что административный ответчик с 30 августа 2013 года имеет в собственности объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 16, 6 кв. метра. Кроме того, в собственности ответчика имеется земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В соответствии со ст. ст. 388, 390, 399, 400 Налогового кодекса РФ ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. 11 мая 2015 года ответчику было направлено налоговое уведомление № от уплате налога на имущество за 2013 и 2014 годы в сумме 88 рублей, а также об уплате земельного налога за 2014 год на сумму 357 рублей. За неуплату ответчиком указанных налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки ему были начислены пени по земельному налогу за период с 06 ноября 2014 года по 26 октября 2015 года в сумме 5 рублей 22 копейки, а также по налогу на имущество физических лиц за период с 02 октября 2015 года по 29 октября 2015 года в сумме 0 рублей 69 копеек. Ответчику предлагалось добровольно оплатить задолженность по налогам и пени, о чем были направлены требования № 11836 от 26 октября 2015 года и от 29 октября 2015 года № 17387. Однако, в добровольном порядке данные требования ответчиком исполнены не были. Инспекция пропустила срок для обращения в суд с данными требованиями по уважительной причине, а именно по технической причине в связи с большим объемом выполняемой работы. В связи с чем, в целях недопущения потерь бюджета и исключения не поступления денежных средств для обеспечения финансовых обязательств бюджетов, административный истец просит признать причины пропуска срока обращения в суд уважительными, восстановив данный срок.
Представитель административного истца Андреев Г. Н. в направленном суду заявлении просил рассмотреть дело без участия Инспекции, указав, что доводы иска поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Титов Д. А., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.
Суд в соответствии с положениями ст. 150, 286 КАСРФ считает возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Порядок исчисления налога установлен ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Особенности исчисления земельного налога, порядок и сроки его уплаты установлены главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В свою очередь, налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положениями п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего до 01.01.2015) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». На основании п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и пп. 1 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилые дома являются объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ исчисление налогов производится налоговыми органами.
На основании п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» до 01 января 2015 года налог на жилые дома исчислялся ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Исходя из положений п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» до 01 января 2015 года уплата налога производилась не позднее 01 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из положений п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Так, судом установлено, что Титов Д. А. с 30 августа 2013 года на основании договора купли-продажи от 06 августа 2013 года является собственником недвижимого имущества, в том числе, земельного участка с кадастровым номером № и жилого здания с кадастровым номером №, расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>
Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество.
На принадлежащие административному ответчику объекты недвижимости 11 мая 2015 года налоговым органом был произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2013 и 2014 годы, а также земельного налога за 2014 год, о чем в адрес ответчика направлено налоговое уведомление №.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению № от 11 мая 2015 года 29 октября 2015 года Титову Д. А. было направлено требование об уплате налога № со сроком уплаты до 25 января 2016 года.
Также в связи с неуплатой земельного налога по налоговому уведомлению № от 11 мая 2015 года 26 октября 2015 года Титову Д. А. было направлено требование об уплате налога № № со сроком уплаты до 25 января 2016 года.
Кроме того, в связи с неуплатой налогов в установленный законом срок инспекция начислила ответчику пени.
До настоящего времени недоимка по налогам на имущество физических лиц и земельному налогу за 2013 и 2014 годы Титовым Д. А. не уплачена.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Так, срок исполнения административным ответчиком требований № от 29 октября 2015 года и № от 26 октября 2015 года истек 25 января 2016 года.
Следовательно, в силу положений ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в данном случае (сумма всех требований не превышает 3 000 рублей) налоговой орган должен был обратиться с настоящими требованиями в суд, в том числе, с заявлением о выдаче судебного приказа, с 25 января 2019 года до 25 июля 2019 года.
Из материалов дела следует, что заявление о выдаче судебного приказа по взысканию недоимки по налогам и пени с Титова Д. А., датированное 08 июля 2019 года, Инспекция направила мировому судье судебного участка № 5 гор. Новочебоксарск Чувашской Республики только в ноябре 2019 года. Данное заявление поступило в судебный участок 07 ноября 2019 года, то есть спустя более 3 месяцев после истечения установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 гор. Новочебоксарск от 11 ноября 2019 года МИФНС № 5 по Чувашской Республике отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Титова Д. А. недоимки по налогам и пени со ссылкой на обращение в суд за пределами установленного законом срока.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Положения абзаца четвертого пункта 2 статьи 48 НК РФ также предусматривают возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока для подачи заявления о взыскании налога.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением налоговый орган указывает на то, что пропуск срока для обращения в суд с данными требованиями имел место по уважительной причине, а именно по технической причине в связи с большим объемом выполняемой работы.
Вместе с тем, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд с настоящим заявлением в период с 25 января 2019 года по 25 июля 2019 года налоговым органом не представлено. В то же время, при проявлении достаточной меры заботливости административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.
При изложенных обстоятельствах ходатайство налогового органа о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени не подлежит удовлетворению.
Таким образом, исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, а также, учитывая, что налоговым органом срок обращения в суд с требованиями о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени пропущен без уважительных причин, то суд приходит к выводу о том, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
В связи с чем, суд отказывает административному истцу в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Чувашской Республике, предъявленных к Титову Д. А., о взыскании задолженности по налогам и пени в общей сумме 445 рублей 69 копеек, в том числе, 357 рублей - земельный налог за 2014 год, 26 рублей - налог на имущество физических лиц за 2013 год, 62 рубля - налог на имущество физических лиц за 2014 год, 0 рублей 69 копеек - пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02 октября 2010 года по 29 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 03 июня 2020 года.