Дело 2а-186/2020
УИД 37RS0005-01-2019-002853-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2020 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,
при секретаре Галумян А.А.,
с участием:
представителя административного истца – помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Лобановой Г.Е.,
представителя административного ответчика управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области и заинтересованного лица администрации г.о. Кохма Ивановской области Голубевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования, и возложении обязанности по устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный прокурор Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося к непринятии мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования, и возложении обязанности по устранению нарушений в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой Ивановской области проведена проверка соблюдения управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в результате которой установлено следующее. В нарушение норм действующего законодательства административным ответчиком не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 42. Неисполнение административным ответчиком требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц – пользователей автодороги в области обеспечения безопасного дорожного движения.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Лобанова Г.Е. представила заявление об уточнении административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором просила уточнить идентификационный номер дороги по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области на 24207504 ОП МГ 40.
Представитель административного ответчика управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области и заинтересованного лица администрации г.о. Кохма Ивановской области Голубева К.И., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д. 47), не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Заинтересованное лицо МО МВД России «Ивановский», извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л.д. 45), явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.
Суд, изучив административное исковое заявление, заявление в порядке ст. 46 КАС РФ, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Установлено, что постановлением администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 30.11.2017 № 800 внесены изменения в постановление от 23.10.2012 № 931 «О перечне автомобильных дорог общего пользования г.о. Кохма» согласно приложению. Из пункта 41 приложения к постановлению администрации г.о. Кохма Ивановской области от 30.11.2017 № 800 следует, что автомобильная дорога по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области имеет идентификационный номер 24207504 ОП МГ 42 и ее протяженность составляет 0,115 км. (л.д. 11-17).
Представленный перечень автомобильных дорог общего пользования г.о. Кохма, в отношении которых разработаны и утверждены проекты организации дорожного движения, не содержит в своем списке ул. Веточную г.о. Кохма Ивановской области (л.д. 18-19).
Постановлением администрации г.о. Кохма Ивановской области от 01.11.2019 № 785 внесены изменения в постановление от 23.10.2012 № 931 «О перечне автомобильных дорог общего пользования г.о. Кохма» согласно приложению. В пункте 40 приложения к постановлению администрации г.о. Кохма Ивановской области от 01.11.2019 № 785 указано, что автомобильная дорога по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области имеет идентификационный номер 24207504 ОП МГ 40 и ее протяженность составляет 0,100 км. (л.д. 48-53).
Согласно сообщению заместителя главы г.о. Кохма Ивановской области, начальника управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области № 2211 от 31.10.2019 автомобильные дороги общего пользования г.о. Кохма, в отношении которых разработаны и утверждены проекты организации дорожного движения, указаны в приложении № 1. Указано, что до конца 2019 года планируется разработка проектов организации дорожного движения на 45 автомобильных дорогах общего пользования г.о. Кохма. В настоящее время проводятся мероприятия по определению подрядной организации в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 44-ФЗ от 05.04.2013. В 2020 году разработка проектов организации дорожного движения будет продолжена (л.д. 10).
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по возрасту, недееспособности не может сам обратиться в суд.
Исходя из положения указанной нормы закона, а также учитывая, что предметом заявленных административных исковых требований помимо возложения на административного ответчика обязанности по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, также является признание незаконным бездействия управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области, выразившегося в несоблюдении требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, что существенно нарушает права неопределенного круга, суд приходит к выводу о наличии у административного истца полномочий на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава Ивановского муниципального района в вопросам местного значения Ивановского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Кохма и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Кохма, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2.24 Положения об управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма, утвержденного решением Городской Думы городского округа Кохма от 28.11.2013 № 95 (далее – Положение № 95 от 28.11.2013), к полномочиям Управления относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения № 95 от 28.11.2013 Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать со своим наименованием, другие печати, необходимые для осуществления его деятельности, штампы и бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности в пределах компетенции, установленной законодательством и Положением. Полномочия заказчика на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения при заключении муниципальных контрактов в соответствии с законодательством о контрактной системе также выполняет управление.
В силу п. 2.2.48 Положения № 95 от 28.11.2013 к полномочиям Управления отнесена организация текущего содержания автомобильных дорог местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог в границах г.о. Кохма, в том числе находящихся в казне г.о. Кохма.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – Федерального закона «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании п. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 2 указанной статьи Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Оценивая представленные доказательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения административного дела нашел свое подтверждение факт отсутствия разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 40.
Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Удовлетворяя заявленные требования о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства путем разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 40, суд исходит из того, что к вопросам местного значения управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области в соответствии с п. 1.3 Положения № 95 от 28.11.2013 отнесены полномочия заказчика на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения при заключении муниципальных контрактов в соответствии с законодательством о контрактной системе, а в силу п. 2.2.24 Положения № 95 от 28.11.2013 в обязанности управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области входят мероприятия по организации дорожного движения.
В связи с признанием судом подлежащими удовлетворению требований о возложении на административного ответчика обязанности по обеспечению разработки и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 40, требования о признании незаконным бездействия управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области, выразившегося в неисполнении законодательства в сфере безопасности дорожного движения, также подлежат удовлетворению.
При этом, суд исходит из того, что полномочия в сфере организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 40 согласно Федеральному закону № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» относятся к органам местного самоуправления, в связи с чем непринятие мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 40 свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика.
Решая вопрос о сроке, в течение которого управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд, учитывая позицию прокурора, который полагал возможным установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений равным 3 (трем) месяцам со дня вступления в законную силу решения суда, считает возможным установить данный срок, поскольку он разумен и достаточен для устранения выявленных нарушений, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося к непринятии мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования, и возложении обязанности по устранению нарушений удовлетворить.
Признать незаконным бездействие управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области, выразившееся к непринятии мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 40.
Обязать управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по ул. Веточная г.о. Кохма Ивановской области с идентификационным номером 24207504 ОП МГ 40.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Зябликов
Решение суда в окончательной форме составлено 22.01.2020.