Дело № 2-363/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2020 года. г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Фаустовой Г.А.
при секретаре Магомедханове М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-363/20 по иску Браславцева Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы безопасности России по Ростовской области о признании права на выплату пенсии в ежемесячной надбавкой за выслуг улет, признании незаконными действий, взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Браславцев С.В. (далее истец) обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по Ростовской области (далее УФСБ России - ответчик) о признании права истца на выплату ему пенсии за выслугу лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ежемесячной надбавкой за выслугу лет в размере 70 %; признании незаконными действия УФСБ России по Ростовской области, связанные с отказом в перерасчете пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 70 %; взыскании с Управления ФСБ России по Ростовской области в пользу истца недополученную в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет в сумме 793 633 руб. 03 коп.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, при этом с сентября 2006 г. состоял в аппарате сотрудников ФСБ России, прикомандированных к объектам, с замещением должности судьи Хабаровского гарнизонного военного суда.
Со вступлением в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (далее - Федеральный конституционный закон № 3-ФКЗ) возможность одновременного замещения государственной должности Российской Федерации в военных судах Российской Федерации и прохождения военной службы была исключена, в связи с чем приказом руководителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России от 19 января 2010 г. №-лс истец был уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании подпункта «г» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с назначением судьей военного суда).
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 1507 истец был назначен на должность заместителя председателя Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда на 6-ти летний срок полномочий и до настоящего времени является судьей Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда.
Выслуга лет истца на военной службе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет 20 лет 9 месяцев 6 дней, в льготном исчислении - 27 лет 8 месяцев 10 дней.
В этой связи истцу, как гражданину, уволенному с военной службы с правом на пенсию за выслугу лет и являющемуся судьей военного суда, ДД.ММ.ГГГГ была назначена и выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом №.
Расчетный размер пенсии за выслугу 27 лет составил 71% денежного довольствия (50 % + 3 % за каждый год свыше 20 лет).
При назначении пенсии в расчет денежного довольствия была принята ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет в размере 55 %, что соответствовало пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №- ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на дату назначения пенсии) при выслуге в календарном исчислении от 20 до 22 лет.
Как усматривается из выписки о состоянии вклада истца и справки о размере его пенсии, в результате последующей в декабре 2014 г. доплаты пенсии в размере 104 598 руб. 81 коп., пенсия за выслугу лет истцу была выплачена за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ исходя из той же процентной надбавки за выслугу лет, что и при назначении пенсии, то есть в размере 55 %, а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 %.
Таким образом, был произведен перерасчет пенсии путем уменьшения процентной надбавки за выслугу лет с 55 % до 30 %.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УФСБ России по Ростовской области с заявлением о перерасчете пенсии, однако по мнению начальника УФСБ России по Ростовской области, изложенному в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № Б-2309/3270, правовые основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
Истец полагает, что ему выплачивалась пенсия в меньшем, чем положено по закону, размере. Поскольку истец относится к категории пенсионеров из числа судей военных судов, упомянутых в части 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ, что и не оспаривается ответчиком, то с принятием Федерального закона № 342-ФЗ на этот пенсионный орган была возложена обязанность произвести перерасчет выплаченной истцу с ДД.ММ.ГГГГ пенсии за выслугу лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 5 статьи 35 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации», то есть в размере 70 % при выслуге более 20 лет, чего, однако, сделано не было.
Как уже указывалось выше, в декабре 2014 года истцу была произведена доплата к пенсии, однако, вопреки положениям вышеприведенных нормативных правовых актов, не с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 % за весь период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 55 %, и только за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ
В итоге, как видно из расчета пенсии, представленного ответчиком, размер процентной надбавки за выслугу лет был необоснованно снижен истцу с ДД.ММ.ГГГГ с 55 % до 30 %, что привело к уменьшению размера фактически выплачиваемой в последующем истцу пенсии.
Эти действия ответчика поставили истца, как пенсионера из числа судей военных судов, в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, у которых размеры процентных надбавок за выслугу лет при перерасчете пенсий ни с ДД.ММ.ГГГГ, ни с ДД.ММ.ГГГГ, не уменьшались (остались прежними).
При этом об обстоятельствах, связанных с изменением законодательства в сфере пенсионного обеспечения граждан из числа судей военных судов, которые должны были повлечь за собой пересмотр размера пенсии истца, напротив, в сторону увеличения, пенсионный орган УФСБ России по Ростовской области был в полной мере осведомлён, так как доступ к соответствующим нормативным правовым актам ничем не ограничен.
Также этот пенсионный орган обладал необходимой информацией в целях правильного исчисления размера пенсий, а предоставления каких-либо дополнительных сведений или документов для этого со стороны истца не требовалось, все данные для производства соответствующего перерасчета у ответчика имелись в наличии.
Вместе с тем пенсионный орган, уменьшив размер пенсии истца и не применив закон, подлежащий применению, о произведенном перерасчете пенсии истца не уведомил.
Таким образом, поскольку сумма пенсии, на которую истец имел право с ДД.ММ.ГГГГ, не получена им в полном объеме по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, который в течение длительного времени не применял закон, подлежащий применению при расчете (перерасчете) пенсии истца, то в данном случае, в силу ч. 2 ст. 58 Закона № 4468-1, нарушенное право истца может быть восстановлено только путём выплаты пенсии в полном объёме за все прошедшее время, без ограничения каким-либо сроком, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно прилагаемому расчету, задолженность по пенсии, образовавшаяся в вышеуказанный период по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, составляет 793 633 руб. 03 коп.
По изложенным основаниям истец и обратился с настоящим иском в суд.
Истец Браславцев С.В. в судебное заседание явился поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить, дал суду пояснения аналогичные содержащимся в иске.
Представитель ответчика УФСБ России по РО Титаренко О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась исковые требования не признала, представила письменные возражения относительно доводов иска, в которых просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав истца и представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Браславцев С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, с сентября 2006 г. состоял в аппарате сотрудников ФСБ России, прикомандированных к объектам, с замещением должности судьи Хабаровского гарнизонного военного суда.
Указом Президента РФ от 28.12.2009г. № Браславцев С.В. назначен на должность заместителя председателя Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда.
Согласно выписки из приказа Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном суде РФ от 30.12.2009г. № Браславцев С.В. в связи с назначением на должность заместителя председателя Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда, освобожден от обязанностей судьи Хабаровского гарнизонного военного суда, назначен на высшую должность в порядке продвижения по службе.
Согласно выписки из приказа Председателя Хабаровского гарнизонного военного суда от 07.04.2010г. № л/с, подполковник юстиции Браславцев С.В., состоящий в аппарате сотрудников ФСБ России, прикомандированных к объектам, с замещением должности судьи Хабаровского гарнизонного военного суда, уволен с военной службы приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с назначением судьей военного суда) в запас Вооруженных Сил Российской Федерации с правом ношения военной формы и знаков различия, ДД.ММ.ГГГГ сдал дела и должность, исключен из списков личного состава суда, снят со всех видов довольствия, прекращено льготное исчисление выслуги лет на пенсию и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес>
Выслуга лет Браславцева С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: календарная 20 лет 09 месяцев 06 дней, в льготном исчислении - 27 лет 08 месяцев 10 дней.
Согласно справки УФСБ России по РО от 24.04.2019г. № Браславцев С.В. состоял на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Ростовской области и получал пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГг.
Как следует из справки УФСБ России по РО от 09.10.2019г. №, в период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. начисление Браславцеву С.В. пенсии осуществлялось исходя из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу 20 лет в календарном исчислении - 55%, суммы денежного довольствия 100%, пенсии расчетной за выслугу 27 лет в льготном исчислении - 71%.
В период с 01.01.2013г. по 30.04.2019г. начисление Браславцеву С.В. пенсии осуществлялось исходя из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу 20 лет в календарном исчислении - 30%, суммы денежного довольствия 100%, пенсии расчетной за выслугу 27 лет в льготном исчислении - 71%.
16.09.2019г. Браславцев С.В. обратился в УФСБ России по РО с заявлением о перерасчете пенсии.
В ответе УФСБ России по РО 10.10.2019г. № Б-2303/3270 указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Браславцев С.В. состоял на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Ростовской области и получал пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Браславцева С.В. составлял 25 665 рублей 28 копеек, исходя из: Оклада по воинской должности 20 287 руб. 47 коп., Оклада по воинскому званию 3 034 руб. 00 коп., Надбавки за выслугу 20 лет в календарном исчислении - 55% 12 826 руб. 81 коп., Суммы денежного довольствия 100%, Пенсии расчетная за выслугу 27 лет в льготном исчислении - 71% (20 287,47+3 034,00+12 826,81) х71 %.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» стала применяться новая система денежного довольствия военнослужащих. Согласно данному закону был установлен иной размер надбавки за выслугу лет при стаже (службы за 20 лет: вместо ранее установленных 55%, предусмотрена надбавка - 30%.
В органах федеральной службы безопасности происходил поэтапный переход на новую реформированную систему денежного довольствия военнослужащих и пенсионное обеспечение и завершился окончательно в январе 2013 г.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет Браславцеву С.В. начислялась и выплачивалась исходя из повышенного оклада по воинскому званию с применением при расчете пенсии процентной надбавки в размере 30% должностного оклада и оклада по званию.
Учитывая изложенное, УФСБ России по РО не усмотрело правовых оснований для перерасчета пенсии.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ФИО4, которая суду показала, что с мая 2010 года по апрель 2019 года Браславцев С.В. состоял на пенсионном обеспечении, получал пенсию за выслугу лет, которая исчислялась из оклада по должности, по званию. В 2012 году произошло реформировании денежного довольствия, когда был произведен перерасчет пенсии всем категориям пенсионеров, изменилась система расчета пенсии, учитывая статус судей, прокуроров, у них система отличалась от общей системы военнослужащих, размер денежного довольствия у них не уменьшился, оклады по званиям увеличены у всех категорий, в том числе и у судей, ежемесячная надбавка за выслугу лет тоже пересчитывалась, у военнослужащих уменьшилась. У прокурора применилась новая шкала, у судей пересчитали надбавку по закону №- ФЗ, у ФИО1 у него 20 лет в календарном исчислении и назначили надбавку в размере 30 %, в целом рост пенсии был. С 2012 года произведен пересчет и рост пенсии на основании справок виден, производилась доплата в 2014 году в размере 104 тыс. руб., это оклад по званию, было доплачено за 2012 год до 12 тысяч рублей, сумма выплачена единоразово в декабре 2014 года, с 2013 года пенсия выплачивалась в размере: 12 тысяч рублей, оклад по званию, 71% за 27 лет в льготном исчислении так и остался. Все перерасчеты сделаны на основании законодательства и указаний головного управления, все перерасчеты сделаны в срок, новую надбавку применять не было возможности, старую надбавку также не могли применить, так как нет прямых указаний применить надбавку, которую ФИО1 указал. Надбавка для военнослужащих применялась также для судей, когда вводилась система реформирования, законодатель попытался уравнять пенсии у всех категорий, был проведен анализ, взяли начальника отдела с окладом 35 400 руб., военного судью с окладом 22 887 руб., прокурора с окладом 13 тыс. руб., все подполковники и у всех выслуга 27 лет, ежемесячная надбавка у начальника отдела 30 %, у судьи 30%, у прокурора 70%, денежное довольствие у сотрудника ФСБ 54 %, у судьи и прокурора по 10 %, размер пенсии у всех 71%, если у судьи уменьшилась надбавка, то у него осталось денежное довольствие, этими надбавками выравнивалась пенсия. Так как была неопределенность пенсию в 2012 году сохранили, из таблицы видно, что пенсии соразмерны, а в 2019 году пенсии выровнялись по 33 тыс. руб. у всех категорий, если надбавку увеличить до 71 %, размер пенсии у военного судьи увеличился бы на 30 % и был бы не соразмерен с другими пенсиями, чем нарушил бы конституционный принцип, применять другую надбавку не могли, так как документа нет.
Показания данного свидетеля согласуются с материалами дела, оснований не доверять свидетелю у суда не имеется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Исходя из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой в различных организационных формах, федеральный законодатель отнес к основаниям пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы установленной законом продолжительности и, учитывая особую значимость военной службы и службы в органах внутренних дел, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и осуществляемой в публичных интересах, предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих, включая виды пенсий, их размеры, условия назначения и выплаты.
Эти правила определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которыми закреплено право военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел на два вида пенсии - пенсию по инвалидности, если они стали инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период службы, а также пенсию за выслугу лет, назначаемую, по общему правилу, независимо от возраста при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой, как следует из статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты пенсии за выслугу лет реализуется государственная гарантия материального обеспечения граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 года N 58-ФЗ в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов.
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Частью 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 предусматривается, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
К отношениям сторон подлежат применению положения Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 01.01.2012г. произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
С 01.01.2012г. вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установивший иной размер надбавки за выслугу лет при стаже от 20 до 25 лет: вместо ранее установленных 55% (пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции до 01.01.2012) предусмотрена надбавка 40% (пункт 6 части 13 статьи 2 Федерального закона N 306-ФЗ), при выслуге 25 лет и более: вместо ранее установленных 70% предусмотрена надбавка 40%.
Порядок применения Федерального закона N 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые вступили в силу 11.11.2011г.
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012, подлежат пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Часть 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012.
Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01.01.2012 (в том числе и в части надбавки за выслугу лет).
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц часть 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пункта "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-I, а также положений частей 8 - 11 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ такое регулирование дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01.01.2012 пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01.01.2012 в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлен размер процентной надбавки за выслугу лет, который составляет при выслуге свыше 20 лет – 70 %. Аналогичные положения установлены частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации".
Обязанность по применению в отношении пенсионеров из числа судей военных судов процентной надбавки за выслугу лет в размере, предусмотренном этими Федеральными законами, прямо установлена приведенными ранее положениями части 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ).
Вышеуказанное не противоречит также правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №2989-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и аналогичного определения от 19 июля 2016 г. N 1484-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Как следует из вышеуказанных определений, часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, действующая во взаимосвязи с пунктом "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, предусматривающим пересмотр размеров назначенных по его нормам пенсий одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, а также частью 1 статьи 5 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которой закреплено, что в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона и Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЭ за ними сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих" и предоставлении им отдельных выплат», направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров, включая пребывающих в отставке судей военных судов, которым назначена пенсия за выслугу лет на основании названного Закона Российской Федерации, а поэтому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителей.
В тех же определениях Конституционного суда РФ указано, что с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
При этом указанные определения не содержат выводов, из которых бы следовала возможность снижения размера процентной надбавки за выслугу лет (установления ее в размерах, предусмотренных статьей 2 Федерального закона №-Ф3, в нарушение прямого запрета, установленного в ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ) при перерасчете пенсии военным судьям, как и выводов об отсутствии правовых оснований для восстановления нарушенных прав в порядке искового производства.
Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование часть 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с ДД.ММ.ГГГГ размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует части 1 статьи 19, статьям 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, производя перерасчёт истцу, ответчиком были нарушены права истца, который поставлен в неравное положение по отношению к другим пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается, в связи с чем такие действия ответчика не могут быть признаны законными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за Браславцевым С.В. права на выплату пенсии за выслугу лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ежемесячной надбавкой за выслугу лет в размере 70 %, а также признании незаконными действий УФСБ России по РО, связанных с отказом в перерасчете пенсии Браславцеву С.В. за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 70 %.
При расчете размера суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд полагает возможным руководствоваться расчетом, составленным истцом, поскольку расчет истца является верным и не оспорен ответчиком. При этом, данный расчет представителем ответчика не оспаривался в судебном заседании, считая его верным.
Как следует из справки УФСБ России по РО от 09.10.2019г. №, размер ежемесячной пенсии Браславцева С.В. в период с 01.01.2012г. по ДД.ММ.ГГГГ составлял 35 532,36 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 36871,94 руб., с 01.01.2013г. по ДД.ММ.ГГГГ - 30924,86 руб., с 01.10.2013г. по 31.12.2017г. - 32016,78 руб., с 01.01.2018г. по 30.04.2019г. - 33297,45 руб.
При этом, в период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. начисление Браславцеву С.В. пенсии осуществлялось исходя из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу 20 лет в календарном исчислении - 55%, суммы денежного довольствия 100%, пенсии расчетной за выслугу 27 лет в льготном исчислении - 71%.
В период с 01.01.2013г. по 30.04.2019г. начисление Браславцеву С.В. пенсии осуществлялось исходя из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу 20 лет в календарном исчислении - 30%, суммы денежного довольствия 100%, пенсии расчетной за выслугу 27 лет в льготном исчислении - 71%.
Вместе с тем, с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70%, размер ежемесячной пенсии истца:
За период с 01.01.2012г. по 30.09.2012г. (9 месяцев) составляет: оклад по воинской должности - 20 287, 43 руб., оклад по воинскому званию - 12 000 руб., Надбавка за выслугу лет 70% - 22 601, 20 руб., Всего - 54 888,63 руб., Основной размер пенсии 71% - 38 970,98 руб. Итого подлежало выплате - 38 970,98 руб. Фактически выплачивалось - 35 532,36 руб. Недоплата за 9 месяцев составила: 30 947,58 руб. (3 438,62 руб. х 9).
За период с 01.10.2012г. по 31.12.2012г. (3 месяца) составляет: оклад по воинской должности - 21 504,67 руб., оклад по воинскому званию - 12 000 руб., Надбавка за выслугу лет 70% - 23 453,27 руб., Всего - 56 957,94 руб., Основной размер пенсии 71% - 40 440,19 руб. Итого подлежало выплате 40 440,19 руб. Фактически выплачивалось - 36871,94 руб. Недоплата за 3 месяца составила: 10 704,75 руб. (3568,25руб. х 3).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев) составляет: оклад по воинской должности - 21 504,67 руб., оклад по воинскому званию - 12 000 руб., Надбавка за выслугу лет 70% - 23 453,27 руб., Всего - 56 957,94 руб., Основной размер пенсии 71% - 40 440,19 руб. Итого подлежало выплате 40 440,19 руб. Фактически выплачивалось - 30924,86 руб. Недоплата за 9 месяцев составила: 85 637,97 руб. (9 515,33 руб. х 9).
За период с 01.10.2013г. по 31.12.2017г. (4 года и 3 месяца или 51 месяц) составляет: оклад по воинской должности - 22 687, 73 руб., оклад по воинскому званию - 12 000 руб. Надбавка за выслугу лет 70% - 24 281,20 руб., Всего - 58 968,63 руб., Основной размер пенсии 71% - 41 868,09 руб. Итого подлежало выплате - 41 868,09 руб. Фактически выплачивалось - 32016,78 руб. Недоплата за 51 месяц составила: 502 416,81 руб. (9 851,31руб. х 51).
За период с 01.01.2018г. по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца или 16 месяцев) составляет: оклад по воинской должности - 23595,24 руб., оклад по воинскому званию - 12 480 руб., Надбавка за выслугу лет 70% - 25 252,69 руб., Всего - 58 968,63 руб., Основной размер пенсии 71% - 43 542,82 руб. Итого подлежало выплате - 43 542,82 руб. Фактически выплачивалось - 33297,45 руб. Недоплата за 16 месяцев составила: 163 925,92 руб. (10 245,37 руб. х 16).
Итого, общая сумма недоплаты за период с 01.01.2012г. по 30.04.2019г. составила 793633,03 руб. Расчет: (30 947,58 руб.+ 10 704,75 руб.+ 85 637,97 руб.+ 502 416,81 руб.+ 163 925,92 руб.) = 793633,03 руб.
Таким образом, с УФСБ России по РО в пользу Браславцева С.В. подлежит взысканию недополученная пенсия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за выслугу лет в сумме 793 633 рублей 03 копейки.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Браславцева Сергея Владимировича - удовлетворить.
Признать право Браславцева Сергея Владимировича на выплату пенсии за выслугу лет в период с 1 января 2012 года по 30 апреля 2019 года с ежемесячной надбавкой за выслугу лет в размере 70 %.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы безопасности России по Ростовской области, связанные с отказом в перерасчете пенсии Браславцеву Сергею Владимировичу за выслугу лет за период с 1 января 2012 года по 30 апреля 2019 года с учетом ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 70 %.
Взыскать с Управления Федеральной службы безопасности России по Ростовской области в пользу Браславцева Сергея Владимировича недополученную пенсию в период с 1 января 2012 года по 30 апреля 2019 года за выслугу лет в сумме 793633 рублей 03 копейки.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Г.А. Фаустова
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 14 февраля 2020 года.
Судья: Г.А. Фаустова