Дело № 2а-754/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2017 года п. Нижнегорский
Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Авакян А.М., при секретаре Петрук Г.В., с участием административного истца Ильченко Н.В., представителя административного ответчика Терещенко О.В., представителя третьего лица Бачкала Э.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ильченко Николая Владимировича к Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, 3-е лицо Кульневич Татьяна Николаевна о признании бездействия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Ильченко Н.В. обратился в суд с административном иском к Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, 3-е лицо Кульневич Т.Н. о признании бездействия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанностей.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с договором купли – продажи недвижимого имущества от 03 апреля 2015 года, ему принадлежит 1/20 доля недвижимого имущества, расположенного по <адрес>. 04 мая 2017 года он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по вышеуказанному адресу и предварительном согласовании расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В соответствии с уведомлением Главы администрации Нижнегорского района от 15 мая 2017 года, представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане была согласована, поскольку не противоречит генеральному плану пгт. Нижнегорский. Постановлением административного ответчика от 02 июня 2017 года №321, ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка, в связи с тем, что данный земельный участок накладывается на земельный участок площадью 1316 кв.м, предоставленном Кульневич Т.Н. для обслуживания нежилого здания в коммерческих целях в соответствии с договором аренды от 10 апреля 2007 года. Не согласившись с данным постановлением, он обратился в прокуратуру Нижнегорского района Республики Крым, которой был внесен соответствующий протест, который был удовлетворен и вышеуказанное постановление отменено как принятое с нарушением требований земельного законодательства. В месте с тем, уведомлением административного ответчика от 26 июля 2017 года, ему было сообщено, что утверждение схемы на кадастровом плане в данный момент невозможно, так как в соответствии с письмом ГУП РК «Научно исследовательский и проектный институт землеустройства, кадастра и оценки недвижимого имущества» при восстановлении границ земельного участка с кадастровым номером 90:08:010101:671 присутствует частичное пересекание границ участка с объектом капитального строительства с кадастровым номером 90:08:010101:8. Для устранения наложения, ему рекомендовано провести кадастровые работы по уточнению месторасположения здания и земельного участка. Поскольку наложение границ земельного участка на объект капитального строительства явилось следствием некорректной работы инженеров землеустроителей при формировании земельного участка, считает что производство кадастровых работ лежит полностью на собственнике вышеуказанного земельного участка, в связи с чем он считает, что бездействия административного ответчика и нежелание его утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории существенно нарушают его права в связи с чем он и вынужден обратится в суд с данным иском.
Административный истец в судебном заседании иск поддержал, просил суд его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик - представитель администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым возражал против удовлетворения заявленных требований, предоставил суду возражения и пояснил в судебном заседании, что, в связи с тем, что границы земельного участка, переданного в аренду Кульневич Т.Н. не установлены в соответствии с требованиями РФ и есть вероятность что часть земельного участка, истребуемого Ильченко Н.В. в аренду может находится в аренде у Кульневич Т.Н., они в настоящее время заключили договор подряда на проведение кадастровых работ на данном земельном участке которые до настоящего времени не проведены. Так же она пояснила, что в связи с вышеизложенным, до настоящего времени решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка испрашиваемого административным истцом не принято а будет принято после проведения кадастровых работ.
Представитель 3-го лица в судебном заседании против удовлетворения данного административного иска возражал, просил суд в его удовлетворении отказать.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными, необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу п. п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
При этом судом установлено, что согласно договора аренды земельного участка №№ от 27 мая 2016 года, Кульневич Т.Н. во временное владение и пользование передан земельный участок общей площадью 1316 м.кв., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №№. Данный факт так же подтверждается постановлением администрации Нижнегорского сельского поселения №334 от 27 мая 2016 года, договором аренды земли от 10 января 2007 года актом установления в натуре и согласования границ земельного участка от 22 января 2007 года.
Ильченко Н.В. является собственником 1/20 доли недвижимого имущества, расположенного по <адрес> состоящего из помещений в нежилом одноэтажном здании площадью 78 кв.м., кадастровый №№.
04 мая 2017 года Ильченко Н.В. обратился к главе администрации Нижнегорского сельского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес> и предварительном согласовании расположения данного земельного участка площадью 334 кв.м. в аренду на срок 49 лет для обслуживания магазина.
Согласно письма главы администрации №№ от ДД.ММ.ГГГГ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес>ю 334 кв.м., для обслуживания магазина согласовывается, так как не противоречит генеральному плану пгт. Нижнегорский.
Согласно постановлению Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым №321 от 02 июня 2017 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка для обслуживания магазина по вышеуказанному адресу отказано, поскольку данный земельный участок накладывается на земельный участок площадью 1316 кв.м. предоставленный переданный для обслуживания нежилого здания в коммерческих целях в соответствии с договором аренды №040701200005 от 10 апреля 2007 года с внесением изменений №012310004008335 от 08 ноября 2012 года.
Так же судом установлено, что на вышеуказанное постановление административного ответчика был внесен протест прокурора Нижнегорского района Республики Крым, который был удовлетворен и постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым от 25 июля 2017 года №438 вышеуказанное постановление было отменено, в связи с тем, что постановление принято с нарушением требований земельного законодательства.
Как следует из письма начальника отдела кадастра в Нижнегорском и Советском районах ГУП РК НИиП институт землеустройства, по результатам геодезических работ выявлено, что при восстановлении границ земельного участка с кадастровым номером 90:08:010101:671 присутствует частичное пересекание границ участка с объектом капитального строительства с кадастровым номером 90:08:010101:8. Для устранения наложения рекомендовано провести кадастровые работы по уточнению местоположения здания и земельного участка.
Согласно письма главы администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 26 июля 2017 года №200, Ильченко Н.В. сообщено, что утверждение схемы на кадастровом плане территории в данный момент невозможно, т.к. в соответствии с письмом ГУП РК «Научно исследовательский и проектный институт землеустройства, кадастра и оценки недвижимого имущества» сообщается, что по результатам геодезических работ выявлено, что при восстановлении границ земельного участка с кадастровым номером 90:08:010101:671 присутствует частичное пересекание границ участка с объектом капитального строительства с кадастровым номером 90:08:010101:8. Для устранения наложения рекомендовано провести кадастровые работы по уточнению местоположения здания и земельного участка.
Согласно договору подряда №43 от 19 сентября 2017 года администрация Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым заключила договор о выполнении кадастровых работ на земельном участке расположенном по адресу <адрес>
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно п. 9 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 12 ст 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом судом так же установлено, что согласно статьи 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административным ответчиком, в нарушении вышеизложенных норм закона, заявление Ильченко Н.В. не рассмотрено до настоящего времени, решение о предварительном согласовании земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании земельного участка не принято. Данный факт так же подтвержден как письменными возражениями административного ответчика, так и пояснениями представителя административного ответчика в судебном заседании согласно которых соответствующее решение по заявлению административного истца до настоящее времени не принято, поскольку по их мнению рассмотрение данного вопроса возможно только после проведения работ по уточнению местоположения земельного участка.
Каких либо доказательств принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка, как и доказательств направления такого решения заявителю, суду не предоставлено и судом не установлено. Письмо главы администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 26 июля 2017 года, согласно которого утверждение схемы на кадастровом плане территории в данный момент невозможно, не является таковым, поскольку не содержит сведений о приостановлении рассмотрения заявления административного истца.
Изложенные обстоятельства, установленные на основании совокупности доказательств с учетом анализа положений действующего законодательства РФ, свидетельствуют о бездействии Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым по рассмотрению заявления Ильченко И.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и нарушении прав и свобод административного истца.
В силу статьи 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконными орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и совершивший оспоренное бездействие, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом изложенного, учитывая, что при разрешении дела суд не вправе подменять федеральный орган исполнительной власти и реализовывать его полномочия, надлежащим способом устранения нарушения прав истца при удовлетворении административных исковых требований в данном случае будет являться возложение на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Ильченко Н.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку из установленных судом обстоятельств следует, что решение административным ответчиком по заявлению административного истца по сути не было принято до настоящего времени, в связи с чем в удовлетворении требований административного истца в части возложения на административного ответчика обязанности провести кадастровые работы, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить договор аренды земельного участка, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Ильченко Николая Владимировича к Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, 3-е лицо Кульневич Татьяна Николаевна о признании бездействия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанностей - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым по рассмотрению заявления Ильченко Николая Владимировича об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес>.
Обязать Администрацию Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым рассмотреть заявление Ильченко Николая Владимировича об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований Ильченко Николая Владимировича - отказать.
Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Нижнегорский районный суд Республики Крым и административному истцу Ильченко Н.В. об исполнении решения суда по административному делу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Нижнегорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: