Дело № 2-3239/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2017 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Никитиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокопьева Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокопьева Н.В. с учетом уточнения обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары ЧР - Чувашии о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения г.Москвы» и отказа в назначении досрочной страховой пенсии; о возложении обязанности на ответчика по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения г.Москвы» в льготном порядке из расчета 1 год 6 месяцев за 1 год работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Также истец просит взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 8000 рублей, расходы по удостоверению доверенности в размере 1400 руб., расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Прокопьева Н.В. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По мнению истца, ответчиком неправомерно не включены спорные периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации и неправильно произведен расчет стажа, что нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Истец Прокопьева Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена своевременно, о причинах неявки суду не сообщила.
От представителя истца Данилова И.В., действующей на основании доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы гражданского и пенсионного дел истца, суд приходит к следующему.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3, 4 ст. 36 Закона № 400-ФЗ).
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действующим с 01.01.2015 г.) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положения пункта 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 8. Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ Прокопьева Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией – ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из решения, фактическая продолжительность специального стажа истца составила 29 лет 3 месяца 27 дней, при требуемой продолжительности специального стажа 30 лет.
При этом не включены в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а период работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения г.Москвы», поскольку работодателем не представлены индивидуальные сведения о работе.
Истец просит включить в специальный стаж спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения <адрес>» в льготном порядке из расчета 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
По материалам пенсионного дела истец, находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии реанимации бюджетного учреждения Чувашской Республики «<адрес> больница»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения <адрес>».
Основанием же исключения ответчиком из подсчета специального стажа работы истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации явилось то, что это не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Поскольку истец в спорные периоды работала в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в учреждении здравоохранения, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При этом суд учитывает, что согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Поскольку в льготном порядке в подсчет специального стажа подлежат включению периоды работы истца в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии реанимации бюджетного учреждения Чувашской Республики «<адрес> больница»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения <адрес>» подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Истцом также заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения <адрес>» в льготном порядке из расчета 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Факт работы истца в указный период на полную ставку подтверждается соответствующими уточняющими справками работодателя за №-ок. от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Наименование должности и учреждения, в котором истец работал в указанный период, соответствуют требованиям Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781.
Согласно п. 2 действующего в настоящее время Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, правом на льготное исчисление специального стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев имеют врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие, в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
Суд признает упомянутые доводы ответчика несостоятельными, исходя из следующего.
Организация индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируется Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно ст. 5 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 6 указанного закона на территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета, в общей части которого, в том числе, указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Страхователь (работодатель) предоставляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемой особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 11 Закона).
Таким образом, учитывая, что по правилам ст. ст. 8, 15 названного закона, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст. 11 данного закона, возложена на страхователя – работодателя, суд приходит к выводу, что отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истицы свидетельствует лишь о неисполнении работодателем установленной законом обязанности и не может служить подтверждением отсутствия у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное, а также с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П, о том, что невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение, суд считает требование истца о включении в подсчет специального стажа периода работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения <адрес>» подлежащим удовлетворению.
При этом указанный период подлежит включению в подсчет специального стажа в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы в связи с тем, что наименование отделения, учреждения и должность, в которой работала истец в спорный период, предусматривались Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев.
Истцом также заявлено требование о возложении на ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары ЧР - Чувашии обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч.1 ст. 22 Федерального закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии Прокопьева Н.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами пенсионного дела.
Поскольку, с учетом включенных судом в специальный стаж истца спорных периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в льготном порядке Прокопьева Н.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выработала необходимый 30-ти летний стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», требование истца о досрочном назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в счет возмещения затрат на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей, за нотариальное заверение доверенности 1400 рублей.
В подтверждение данных расходов представлены: договор на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция к приходному кассовому ордеру №Дан-000052 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 8000 рублей, справка об уплате нотариального тарифа в размере 1400 за удостоверение доверенности на ведение судебных дел.
По договору на оказание юридических услуг, заключенному между Прокопьева Н.В. и Данилова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 1 исполнитель принимает на себя обязательства оказать Заказчику юридические услуги по обжалованию Решения Государственного учреждения - Управления ПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно п. 3 договора стоимость услуг по настоящему Договору определяется в сумме 8000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Судебные расходы в силу ст. ст. 88, 94 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 ГПК РФ; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Положения ст. 100 ГПК РФ предусматривают, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу названной нормы разумные пределы являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности рассмотрения дела, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в гражданском процессе.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 г. № 454-О указано, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (часть 3) Конституции РФ.
Размер возмещения стороне расходов по оплате услуг представителя должен быть соотносим с объемом защищаемого права, при этом также должны учитываться сложность, категория дела и время его рассмотрения в суде.
Как указывалось выше, решением суда исковые требования Прокопьева Н.В. о включении периодов работы в общий страховой стаж удовлетворены в полном объеме.
Исходя из степени сложности дела, объема оказанных услуг представителем Данилова И.В. истцу Прокопьева Н.В., а также принимая во внимание степень участия представителя в судебном разбирательстве, учитывая, что исковые требования Прокопьева Н.В. рассмотрены в одном судебном заседании, дело рассмотрено без участия сторон и их представителей, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии в пользу Прокопьева Н.В. расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей.
Из доверенности серии № от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенной нотариусом города Москвы Сычевой И.А., следует, что Прокопьева Н.В. уполномочивает Данилова И.В. или Михайлову Т.П. вести дела с исковым производством по гражданскому делу к Управлению ПФРФ о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Из положений ст. 94 ГПК РФ также следует, что любые расходы, понесенные стороной в связи с рассмотрением дела, должны быть необходимыми.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по удостоверению доверенности в размере 1400 руб. Суд считает, что данное требование истца подлежит удовлетворению.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Как следует из справки об уплаченном тарифе (л.д. 26), за удостоверение доверенности на ведение дела в суде от имени Прокопьева Н.В. взыскан тариф в размере 1400 руб. руб. Суд признает данные средства необходимыми. Доверенность от имени Прокопьева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ выдана истцом для представления интересов истца
в судебных органах по конкретному гражданскому делу об оспаривании права на досрочное назначении пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах суд расценивает указанные расходы как издержки, необходимые для рассмотрения данного дела, в связи с чем взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по удостоверению доверенности в размере 1400 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 98 ГПК РФ с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в пользу Прокопьева Н.В. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения <адрес>» и отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Прокопьева Н.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с 20 января 214 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в ГУ «Республиканской клинической больницы» Министерства здравоохранения Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения г.Москвы» в льготном порядке из расчета 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Прокопьева Н.В. страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в пользу Прокопьева Н.В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, по оплате услуг представителя 3000 (три тысячи) рублей, за нотариальное удостоверение доверенности в размере 1400 (одна тысяча четыреста) рублей.
В удовлетворении требований Прокопьева Н.В. о взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии судебных расходов на представителя в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 26 октября 2017 года.