Дело 2-2319/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Георгиевск 28 сентября 2017 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре Тарасянц А.Р.,
с участием истца Гайдуковой Л.В.,
представителя ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края – Парфенова И.В. на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайдуковой Л.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Гайдукова Л.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, в котором просят суд: признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере ... рублей на человека и оказании финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере ... рублей на человека.
В обоснование исковых требований в заявлении истцы указали, что они с ДД.ММ.ГГГГ фактически проживают по адресу: <адрес>. Однако по указанному адресу они не зарегистрированы.
Жилой дом и земельный участок на праве собственности принадлежит Хачатрян Е.М. Они постоянно проживают в указанном жилом доме, где имеются их личные вещи, предметы обихода, бытовая техника. Жилой дом расположен на земельном участке, который используется для ведения подсобного хозяйства.
В результате чрезвычайной ситуации вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года земельный участок с домом был подтоплен, утрачено имущество первой необходимости.
Факт проживания по указанному адресу подтверждается свидетельством о заключении брака, медицинской картой и справкой уличного комитета, а также кассовыми чеками об оплате коммунальных услуг.
Дом, в котором они проживают, вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, что подтверждается перечнем домовладений пострадавшими в результате ЧС, утвержденного Постановлением Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Управление по делам территорий Подгорненского территориальный отдел по работе с населением.
Истцы обратились в администрацию Георгиевского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, однако было отказано, поскольку на получение материальной и финансовой помощи имеют право граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в жилых помещениях, пострадавших от ЧС.
В судебном заседании истец Гайдукова Л.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, будучи извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки в судебное заседание в известность не поставили, о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.
Представитель ответчика администрации Георгиевского городского округа Парфенов И.В. возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать, пояснив, что в соответствии с постановлением администрации Георгиевского городского округа СК от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка улиц, домов и дорог общего пользования населённых пунктов Георгиевского городского округа Ставропольского края, попавших в зону затопления и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года», земельный участок по <адрес>, находился в зоне затопления в результате ЧС.
Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 23 мая 2003г. № 423, утвержден основной общий список семей, проживающих на территории Георгиевского района, лишившихся жилья в результате наводнения происшедшего в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Южного федерального округа, где в Приложении 1.1 под № числится домовладение № по <адрес>, в котором проживала семья Дудко И.И., в том числе: глава семьи Дудко И.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын Дудко Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; жена сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; внук Мельников А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, в соответствии с Приложением 1.2 в Основном списке семей, лишившихся жилья, и изъявивших желание приобрести жильё за счет предоставляемой субсидии, за № числится семья Дудко И.И. в количестве ... человек, которым предоставляется субсидия на приобретение жилья общей площадью ... кв.м.
Впоследствии семье Дудко И.И. была перечислена субсидия на приобретение жилья площадью ... кв.м.
Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 13 октября 2003г. № «О дальнейшей эксплуатации домовладений, пострадавших в результате наводнения, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Южного федерального округа и признанных не пригодными для дальнейшего проживания», главам муниципальных образований рекомендовано:
1. Вывести из списков жилого фонда домовладения пострадавшие в результате наводнения и признанные непригодными для проживания (п.п. 1.1.);
2. Обязать жителей домовладений, не пригодных для проживания, произвести их демонтаж во избежания несчастных случаев (п.п. 1.5.);
3.Оставшимся строениям (хозпостройкам) на участках присвоить статус нежилых помещений (п.п. 1.6.);
4. Категорически запретить строительство и пристройки к домовладениям, выведенным из жилищного фонда, на участках, пострадавших от наводнения (п.п. 1.8.);
5. Запретить регистрацию граждан по адресам домовладений, которые признаны не пригодными к проживанию (п.п. 1.9.).
На основании этого, домовладение по <адрес> было выведено из эксплуатации как жилое помещение. Соответственно истцы по данному адресу зарегистрированы не были и проживать не могли.
Исходя из этого, в результате ЧС связанной с подтоплением территории Георгиевского района в мае-июне 2017 года, Истцы в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи не включались.
Представители ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, МО МВД России «Георгиевский» в судебное заседание не явились, возражений против удовлетворения заявления суду не представили, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явился, направили в адрес суда отзыв, в котором указали, что только при доказанности фактов постоянного проживания в жилом помещении и утраты имущества первой необходимости считают возможным удовлетворение исковых требований истцов.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив приведенные доказательства, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктом «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от ДД.ММ.ГГГГ по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Согласно абз. 2 п.5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края №84-п от 02 июня 2006 года (введен Постановлением Правительства Ставропольского края №287-п от 25 июля 2017 года).
В соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Как установлено в судебном заседании, в мае 2017 года произошло подтопление территории Георгиевского района Ставропольского края в результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Из материалов дела, в том числе списка улиц, домов населенных пунктов Георгиевского городского округа Ставропольского края, попавших в зону затопления и пострадавших в результате ЧС – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территорий Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года и акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в зону затопления попало строение по адресу: <адрес>, частично пострадало имущество первой необходимости.
По смыслу приведенных выше нормативных актов, регулирующих спорные отношения сторон, обязательным условием для выплаты единовременной материальной помощи является постоянное проживание гражданина на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, для выплаты финансовой помощи - постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества первой необходимости. При этом возникновение права пострадавших граждан РФ на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования к жилому помещению изложены в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Согласно Методическим рекомендациям по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ №, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как следует из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, жилой дом по адресу: <адрес>, в связи с затоплением в результате чрезвычайной ситуации в ДД.ММ.ГГГГ году выведен из эксплуатации, исключен из жилого фонда. Основанием к этому послужило Постановление главы Георгиевской территориальной государственной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №, утвержден основной общий список семей, проживающих на территории <адрес>, лишившихся жилья в результате наводнения происшедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.
В данном постановлении под № числится домовладение по <адрес>, в котором проживала семья глава семьи Дудко И.И. , в количестве ... человек. Данным лицам была предоставлена субсидия на приобретение жилья общей площадью ... кв.м.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Хачатрян Е.М., что подтверждается письменными доказательствами и никем не оспаривается. На данном земельном участке жилого строения не имеется, в связи с чем истцы в списки граждан на получение единовременной материальной помощи не включались.
Доказательств, подтверждающих нахождение жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, который соответствовал бы требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно ст. 16 ЖК РФ, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
В удовлетворении исковых требований Гайдуковой Л.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО11, ФИО12 и ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере ... рублей на человека и оказании финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере ... рублей на человека – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Георгиевский городской суд.
Судья Т.С.Ивашина