Дело № 2-512/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Грозный 27 июня 2019 г.
Грозненский районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего: судьи Таймусхановой З.М.,
при секретаре судебного заседания Саидове М.С-Х.,
с участием:
пом. прокурора Грозненского района ЧР Дигаева Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-512/19 по иску заместителя прокурора Грозненского района Чеченской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики об обязании последних в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу по профилактике наркомании и токсикомании
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Грозненского района Чеченской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики об обязании последних в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу по профилактике наркомании и токсикомании, мотивировав следующим образом:
Прокуратурой района в мае 2019 года проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района (далее - Учреждение) требований законодательства о профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ.
В апреле 2019 года, в связи с выявленными нарушениями законодательства в указанной сфере 03.04.2019 в адрес директора Учреждения внесено представление с требованием об устранении допущенных нарушений.
Так, в ходе повторной проверки установлено, что нарушения указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены, в связи с чем возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.
Выявленные нарушения впоследствии могут привести к серьезным негативным последствиям, деформируя нравственное и правовое сознание, а также к искажению ценностно-нормативной ориентации несовершеннолетних и способствованию закреплению у них антиобщественных стереотипов поведения.
В связи с чем, просит обязать МБОУ «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики разработать и утвердить программу по профилактике наркомании и токсикомании.
В судебном заседании помощник прокурора Грозненского района Чеченской Республики Дигаев Д.Р. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и просил суд обязать МБОУ «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу по профилактике наркомании и токсикомании.
Ответчик по делу – директор МБОУ «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился, ходатайств об отложении либо рассмотрении дела без его участия в суд не направил.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Категория лиц, чьи интересы нуждаются в защите, постоянно и персонально изменчива, поскольку состав обучающихся и работников образовательного учреждения постоянно меняется, в связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.
Предъявление прокурором иска в защиту интересов неопределенного круга лиц - учащихся Учреждения обусловлено защитой прав и интересов детей, в целях обеспечения им нормальных условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья в процессе обучения в соответствии с теми нормативными актами, которые приняты в защиту несовершеннолетних, не имеющих возможности самим защищать свои интересы.
Так, согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и в муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЭ), основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей и профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение в том числе создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами;, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 1 статьи 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» регламентировано, что раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя: социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Кроме того, согласно ст. 54 Федерального закона № 323-ФЭ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения; в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 4 Закона Чеченской Республики от 29.12.12 № 44-РЗ «О деятельности по профилактике наркомании и токсикомании в Чеченской Республике» определено, что одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти ЧР в сфере образования и образовательных учреждений по профилактике наркомании и токсикомании является разработка и внедрение в практику образовательных учреждений программ и методик по профилактике наркомании и токсикомании.
В соответствии со ст. 2, 4 ист. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым в том числе относятся и органы управления образования, в пределах своей компетенции обязаны осуществлять деятельность, направленную на предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий способствующих этому.
Учреждения образования, обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях.
Обстоятельствами, на которых истец основывает свои требования, являются: объяснение директора Учреждения; копия устава Учреждения; выписка ЕГРЮЛ; копия представления; справка старшего помощника прокурора района Закриева С.С. о результатах проверки.
Из материалов гражданского дела усматривается признание иска ответчиком.
Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ о том, что прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов.
В связи с удовлетворением требования заместителя прокурора о понуждении ответчика к совершению определенных действий, последним подлежит уплата госпошлина в размере 300 руб., поскольку истец был освобождён от уплаты госпошлины именно в этом размере.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.
Глава 25.3 Налогового кодекса РФ не содержит нормы об освобождении муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в связи с чем, она подлежит уплате МБОУ «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Грозненского района Чеченской Республики к МБОУ «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики удовлетворить в полном объеме.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу по профилактике наркомании и токсикомании.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ с.Керла-Юрт» Грозненского муниципального района Чеченской Республики в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
Судья: подпись З.М.Таймусханова
Копия верна: Судья
Секретарь