дело № 2-26(1)/2020
64RS0034-01-2019-001587-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.01.2020 г. п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Балабашиной Н.Г.,
при секретаре Шарымовой К.В.,
с участием представителя истца Васиной Е.В.,
ответчика Отпущенниковой И.А., представителя ответчика Смирновой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Энгельса Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Отпушенниковой И.А. о признании бездействия незаконным и обязании выполнить требования пожарной безопасности,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора города Энгельса Саратовской области в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Отпушенниковой И.А. о признании бездействия незаконным и обязании выполнить требования пожарной безопасности и требования санитарно-эпидемиологического законодательства, обосновав свои требования, что прокуратурой города Энгельса рассмотрено обращение ФИО3 в защиту прав несовершеннолетних детей на охрану их жизни и здоровья, посещающих частный детский центр «Мой малыш» (ранее - «Маша и медведь»), расположенный по адресу: <адрес>. Проверка проведена с участием специалистов ВТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области и Энгельсского отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Саратовской области. Установлено, что в частном детском центре «Мой малыш» осуществляет деятельность по присмотру и уходу за несовершеннолетними индивидуальный предприниматель Отпущенникова И.А. Согласно договору с законными представителями несовершеннолетних ИП Отпущенникова ИА. принимает на себя обязательства и обязуется оказать услуги, связанные с воспитанием и присмотром за ребенком, сохранении безопасности его жизни и здоровья, уважении личности, недопущении насилия, укреплении его нравственного, физического и психического здоровья, эмоционального благополучия. В ходе проверки установлено, что в помещениях квартиры первого этажа многоквартирного дома осуществляется организация по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет) с наполняемостью 12 детей (согласно предоставленной ИП Отпущенниковой И.А.) информации и по количеству имеющихся спальных мест), образовательную деятельность не ведут. В зависимости от назначения вышеуказанных помещений, согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определен класс функциональной пожарной опасности - Ф2.1 - детский клуб. В ходе прокурорской проверки в деятельности ИП Отпущенниковой И.А. выявлены нарушения в части надлежащего обеспечения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. Так, выявлены нарушения требований пожарной безопасности и установлено, что с работниками, непосредственно осуществляющими деятельность с малолетними детьми в возрасте до 3-х лет, работодателем не истребованы сведения о наличии (отсутствии) сведений о судимости у работников, чем нарушены требования ст. 351.1 Трудового Кодекса РФ.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила исковые требования, поскольку ответчик добровольно выполнила ряд требований, а именно обеспечила лиц допускаемых к работе на объекте обучению мерам пожарной безопасности, провела с ними противопожарные инструктажи в соответствии с НПБ-645), в силу п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"); определила порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, в силу требований п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"); обеспечила наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в соответствии с п.6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"); обеспечила объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"); промаркировала постельное белье в силу требования п. 2.10 СанПиН 2.4.1.3147-13-устранить в деятельности центра использование мягконабивных игрушек, в силу требования п. 2.14 СанПиН 2.4.1.3147-13; обеспечить всех детей в возрасте до 5-ти лет индивидуальными средствами гигиены (горшками) в соответствии с п. 2.5.3 СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (далее СанПиН 2.4.1.3147-13); установила столы и стулья с учетом требования п. 2.6 СанПиН 2.4.1.3147-13; произвела маркировки столов предназначенных для хранения пищевых продуктов и разделочного инвентаря в соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.4.1.3147-13; разработала примерное меню, в соответствии с требованиями п. 3.5 СанПиН 2.4.1.3147-13; осуществила бракераж готовой продукции в соответствии с требованиями п. 3.18 СанПиН 2.4.1.3147-13; оборудовала холодильное оборудование термометром, в соответствии с требованиями п. 3.4 СанПиН 2.4.1.3147-13.
В судебном заседании представитель истца - Васина Е.В. поддержала исковые требования с учетом уточнения в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчик ИП Отпущенникова И.А. и ее представитель Смирнова Е.Г. в судебном заседании возражали по заявленным требованиям, по основаниям изложенном в возражениях на исковое заявление, дополнительно пояснили, что согласно пункту 5.2.3 помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов. Допускается в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа, в зданиях 1 и 2 степени огнестойкости предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек. В момент проверки прокуратуры в группе было восемь детей. Ответчиком было представлено восемь договоров на оказываемые услуги с законными представителями несовершеннолетних. Наполняемость 12 детей не соответствует действительности, данный вывод был сделан по причине того, что кровати трехъярусные, их четыре штуки по три спальных места, т.е. все спальные места не используются. Таким образом, группа детей составляет не более 10 человек и является группой малой наполняемости. Введенное вышеуказанным сводом правил понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например, в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины. Отнесение же прокуратурой помещения к классу функциональной пожарной опасности Ф2.1. - детский клуб неправомерно. Согласно статье 32 Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, подпункт а пункта 2 к классу пожарной опасности Ф 2.1. относит театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях. Жилое помещение, в котором осуществляется присмотр и уход за детьми имеет два выхода: центральный, выходящий непосредственно на улицу и выход на лестничную клетку дома в подъезд.
Выслушав участников процесса, показания специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Судом установлено, что прокуратурой города Энгельса рассмотрено обращение ФИО3 с жалобой о ненадлежащей организации деятельности в детском центре «Маша и медведь».
Установлено, что детский центр «Маша и медведь» располагается в квартире на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Отпущенниковой И.А. (л.д.68-69).
Отпущенникова И.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 18 апреля 2017г.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, индивидуальный предприниматель Отпущенникова И.А. осуществляет деятельность по коду ОКВЭД 88.91 «Представление услуг по дневному уходу за детьми» (л.д. 57-58).
Индивидуальным предпринимателем Отпущенниковой И.А. организован детский центр «Маша и медведь», осуществляющий присмотр, уход, воспитание, оздоровление и развитие несовершеннолетних воспитанников на основании договора с законными представителями несовершеннолетних.
Согласно акта проверки детского центра «Маша и медведь» от 10.10.2019г., расположенного по адресу: <адрес> проведенного прокуратурой г.Энгельса совместно с работниками ВТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области и Энгельсского отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Саратовской области, установлено нижеследующее.
Так, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- помещения детского центра не защищены автоматической пожарной сигнализацией, в нарушение требований п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111-116 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. А4, приложение А СП 5.13130.2009;
- в противопожарной перегородке, отделяющей помещения жилой части от общественных помещений (детского центра), имеется проем, чем нарушены требования п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 37,88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.2.7. СП 4.13130;
- перед наружной дверью (эвакуационным выходом) имеется горизонтальная входная площадка с глубиной менее 1,5 ширины полотна наружной двери, чем нарушены требования п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.6.1.3 СП 1.13130.2009;
- лестничный марш и площадка перед главным входом не имеет ограждения с поручнями, в нарушение требований п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.4, 6.1.2 СП 1.13130.2009;
- отсутствует 2й эвакуационный выход, что предусмотрено п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.1.3, 6.2.1 СП 1.13130.2009;
- ширина выхода из игровой комнаты в коридорчик (центральный вход) в свету менее 0,8 м. чем нарушены требования п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.5 СП 1.13130.2009;
- запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, в нарушение требований п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из здания, в нарушение требований п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"), п.4.2.6 СП 1.13130.2009;
- ширина горизонтальных участков путей эвакуации менее 1,0 м., чем нарушены требования п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.3.4, 6.2.11 СП 1.13130.2009;
- на путях эвакуации размещены (в том числе в проходах, коридорах) различные материалы, предметы, в нарушение п. 36 б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- в отношении объекта руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил. п.2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Не представлен журнал прохождения обучения мерам пожарной безопасности (не проводятся противопожарные инструктажи в соответствии с НПБ-645), в нарушение п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- руководителем организации не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, чем нарушены требования п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, в нарушение требований п.4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны. п.6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- руководитель организации обеспечивает размещение не прилегающей территории знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено", что предусмотрено п.14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- руководитель организации не обеспечил наличие знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы, в нарушение п.33,43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- руководитель организации не обеспечил объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- отсутствует специальный журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, в нарушение п.478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют порядковые номера, что свидетельствует о нарушении п.475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме").
Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при осуществлении деятельности в детском центре:
- не достаточное количество постельного белья, каждый ребенок обеспечен 2-мя комплектами постельного белья, при норме 3, в результате нарушены требования п. 2.10 СанПиН 2.4.1.3147-13
- постельное белье не промаркировано, в результате нарушены требования п. 2.10 СанПиН 2.4.1.3147-13
- для игр используются мягконабивные игрушки, в результате нарушены требования п. 2.14 СанПиН 2.4.1.3147-13
- не все дети в возрасте до 5-ти лет обеспечены индивидуальными горшками, в результате нарушены требования п. 2.5.3 СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (далее СанПиН 2.4.1.3147-13)
- столы и стулья подобраны без учета роста и возраста детей, в результате нарушены требования п. 2.6 СанПиН 2.4.1.3147-13
- отсутствует маркировка столов предназначенных для хранения пищевых продуктов, разделочный инвентарь не промаркирован, в результате нарушены требования п. 3.2 СанПиН 2.4.1.3147-13
- не представлено примерное меню, суммарный объем блюд не выполняется, в результате нарушены требования п. 3.5 СанПиН 2.4.1.3147-13
- допускается использование остатков пищи от предыдущего приема (компот на обед, компот на полдник) в результате нарушены требования п. 3.20 СанПиН 2.4.1.3147-13
- на обед отсутствуют закуски в результате нарушены требования п. 3.5 СанПиН 2.4.1.3147-13
- выдача готовой пищи осуществляется без бракеража готовой продукции в результате нарушены требования п. 3.18 СанПиН 2.4.1.3147-13
- суточные пробы хранятся 24 часа в результате нарушены требования п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3147-13
- суточные пробы отбираются не в полном объеме в результате нарушены требования п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3147-13
- холодильное оборудование не оборудовано термометром, в результате нарушены требования п. 3.4 СанПиН 2.4.1.3147-13
- не ведется журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании в результате нарушены требования п. 3.4 СанПиН 2.4.1.3147-13
- питьевой режим организован кипяченой водой, которая хранится в банке более трех часов, в результате нарушены требования п. 3.24 СанПиН 2.4.1.3147-13
Кроме того, прокурорской проверкой установлено, что с работниками, непосредственно осуществляющими деятельность с малолетними детьми в возрасте до 3-х лет, работодателем не истребованы сведения о наличии (отсутствии) сведений о судимости у работников, чем нарушены требования ст. 351.1 Трудового Кодекса РФ.
В ходе рассмотрения дела судом ответчиком добровольно устранены часть нарушений, следующие нарушения остались не устранёнными.
Таким образом, судом установлено, что при осуществлении деятельности в помещении по адресу: <адрес>, ответчик не выполнил требования Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и правил пожарной безопасности, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, которые обязательны для исполнения ответчиком Отпущенниковой И.А., как индивидуальным предпринимателем.
Выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих детский центр «Маша и медведь».
Нарушение в используемом Центре «Маша и медведь» помещения обязательных требований безопасности является условием формирования факторов опасности для жизни и здоровью людей.
Сторона ответчика считала, что вышеизложенные требования закона не должны распространяться на ИП Отпущенникову И.А, т.к. ответчик является собственником квартиры, где и проживает, в данном случае необходимо руководствоваться Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-ФЗ, которым жилые многоквартирные дома относятся к классу функциональной опасности Ф1.3, а также сводом правил СП4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям».
Проверяя данные доводы, суд приходит к мнению о том, что создание ответчиком детского центра «Маша и медведь» по существу является деятельностью по работе с малолетними детьми, обеспечению их развития и жизненных потребностей.
Как установлено в судебном заседание центр предлагает дневное пребывание детей, кратковременное пребывание детей, в том числе детей в возрасте с 1,5 до 3-х лет с наполняемостью 12 детей.
Все услуги Центра платные, стоимость услуг по нахождению в группах и др. отражены в прейскуранте цен на оказание услуг.
На момент проверки установлено 12 спальных мест, в связи, с чем достоверных доказательств того, что в центре одновременно находятся менее 10 детей, суду не представлено.
Из копий договоров следует, что основанием для зачисления ребенка в группы (дневного и т.д.) пребывания происходит детского центра «Маша и медведь» на основании заключенных с родителями детей договорам.
При этом в обязанности Центра каждого договора входит воспитание и присмотр за ребенком, основанные на сохранении и безопасности жизни ребенка, обеспечить в помещении частного детского центр развития условия, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям, а также оснащения, соответствующие обязанным нормам и правилам безопасности при эксплуатации.
Федеральным законом № 273-ФЗ дано понятие дошкольной образовательной организации, - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Исходя из положений ст. 65 Закона, дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Анализ приведенных выше положений закона свидетельствует о том, что деятельность, связанная с присмотром и уходом за детьми дошкольного возраста, безусловно, является образовательной деятельностью.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников.
Выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих детского центра «Маша и медведь».
Согласно п. 1, 4 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, жилое помещение предназначено для проживания граждан, жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Так, в силу ст. ст. 17, 41 и 42 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правило, содержащееся в п. 1 ст. 1065 ГК РФ, является общим и выполняет, прежде всего, превентивную функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций.
Пресечение действий, нарушающих право, является согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.
Деятельность ответчика, связанная с организацией размещения в квартире группы по присмотру за детьми неразрывно связана с использованием общего имущества многоквартирного дома, такого как земельный участок, лестничные клетки, детская площадка и малые архитектурные формы на ней.
Организовав детское дошкольное учреждение в квартире жилого дома, ответчиком было изменено функциональное назначение жилого помещения - квартира стала являться местом осуществления предпринимательской деятельности.
При изменении функционального назначения помещения должны применяться нормативные документы по пожарной безопасности, в частности Федеральный закон «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и правил пожарной безопасности, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390.
Детский Центр относится в связи с этим к объекту класса функциональной пожарной опасности Ф 2.1 в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.14.4 СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические Нормы и правила проектирования».
Центр, как объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, но не имеет ее.
Выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих детский центр «Маша и медведь».
В судебном заседание был допрошен специалист ФИО6, работающая заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Энгельсскому и Ровенскому районам Саратовской области, которая пояснила, что ответчиком нарушены требования Федерального закона «О пожарной безопасности», по которой граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Центр, как объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, но не имеет ее. В Федеральном законе от 22.07.2008г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при проверки был определен класс функциональной пожарной опасности Ф2.1- детский клуб, так как в помещение осуществлялась организация по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста с наполняемостью 12 детей.
Нарушение в используемом под детский Центр «Маша и медведь» помещения обязательных требований безопасности является условием формирования факторов опасности для жизни и здоровью людей, в том числе малолетних детей, посещающих данный центр.
Доказательств устранения данной оставшейся части выявленных нарушений ответчиком суду не представлено, изложенные доводы ответчика не нашли своего подтверждения в судебных заседаниях.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Энгельса Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Отпушенниковой И.А. о признании бездействия незаконным и обязании выполнить требования пожарной безопасности, удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Отпушенниковой И.А. по осуществлению предпринимательской деятельности по присмотру и уходу за несовершеннолетними с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения незаконными.
Обязать индивидуального предпринимателя Отпушенниковой И.А. : устранить нарушения норм пожарной безопасности:
- обеспечить помещения детского центра автоматической пожарной сигнализацией, в силу требований п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111-116 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. А4, приложение А СП 5.13130.2009;
- устранить проем в противопожарной перегородке, отделяющей помещения жилой части от общественных помещений (детского центра), в силу требований п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 37,88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.2.7. СП 4.13130;
- перед наружной дверью (эвакуационным выходом) горизонтальную входную площадку привести в соответствие с требованиями п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.6.1.3 СП 1.13130.2009;
- оборудовать лестничный марш и площадку перед главным входом ограждениями с поручнями, в силу требований п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.4, 6.1.2 СП 1.13130.2009;
- оборудовать 2й эвакуационный выход, что предусмотрено п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.1.3, 6.2.1 СП 1.13130.2009;
- оборудовать ширину выхода из игровой комнаты в коридорчик (центральный вход) в соответствии с требованиями п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.5 СП 1.13130.2009;
- обеспечить запоры на дверях эвакуационных выходов с возможностью их свободного открывания изнутри без ключа, в соответствии с п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
- произвести монтаж двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания, в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"), п.4.2.6 СП 1.13130.2009;
- обеспечить ширину горизонтальных участков путей эвакуации не менее 1,0 м., что предусмотрено п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.3.4, 6.2.11 СП 1.13130.2009;
- обеспечить размещение не прилегающей территории знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено", что предусмотрено п.14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме");
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Саратовский районный суд. (23.01.2020).
Судья: подпись Н.Г. Балабашина
Копия верна: судья Н.Г. Балабашина
Секретарь: