УИД: 11RS0001-01-2020-000646-31 Дело № 2-2152/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Юшковой И.С.,
при секретаре Малоземовой О.А., с участием:
представителя истца Тегливца Р.В.,
представителя ответчика Ракиной О.Г.,
помощника прокурора Загидулиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 04 июня 2020 года гражданское дело по иску Мордовского Романа Владимировича к Ракину Владимиру Алексеевичу о взыскании компенсации морального вреда, причинённого здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Мордовский Р.В. обратился в суд с иском к Ракину В.А. о взыскании компенсации морального вреда, причинённого здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере один миллион рублей.
В обоснование иска указано, что 18.04.2019 у ... произошло дорожно-транспортное происшествие при участии автомобиля ..., под управлением Ракина В.А. и ..., под управлением ... Р.В. Указанное дорожно-транспортное происшествие произошло по вине Ракина В.А. В результате произошедшего ДТП ... Р.И. причинены телесные повреждения, истец испытал физическую боль, в следствие чего обратился в суд за компенсацией морального вреда.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал. Пояснил, что сразу после ДТП истец находился в шоковом состоянии и не сразу почувствовал боль в коленях. О том, что ... Р.В. при дорожно-транспортном происшествии ударился коленями о переднюю панель приборов, свидетельствует наличие на данной детали механического повреждения в виде трещины.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что истец в ДТП не пострадал, в медицинской помощи не нуждался, согласно заключениям экспертов повреждения на теле истца в виде ссадин и кровоподтеков остутсвовали.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ... К.В., ... К.Э. пояснили, что находились в качестве пассажиров в автомобиле ... под управлением Ракина В.А. В результате ДТП им были причинены различные повреждения. Второй участник ДТП - ... Р.В. после столкновения автомобилей вышел из салона своего автомобиля, осмотрел повреждения. При этом на какие-либо боли не жаловался.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Митева Е.С. выводы обоих экспертных заключений от 22.04.2019 и от 03.06.2019 в отношении ... Р.В. поддержала. Пояснила, что из медицинских документов было видно наличие у ... Р.В. .... ...
Заслушав объяснения представителей сторон, мнение прокурора, полагавшего исковые требования истца подлежащими удовлетворению с учётом принципа справедливости и разумности, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела № 5-2368/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, возбужденном в отношении Ракина В.А., суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон в процессе, а в соответствии с требованиями ст. ст. 55, 56, 57 ГПК РФ все доказательства представляются в суд первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 18.04.2019 у ... произошло дорожно-транспортное происшествие при участии автомобиля ..., под управлением Ракина В.А. и ..., под управлением ... Р.В. Указанное дорожно-транспортное происшествие произошло по причине нарушения Ракиным В.А. п. 13.4 ПДД РФ. Ракин В.А., управляя транспортным средством ... на перекрестке ... и ... при повороте налево в направлении ..., не уступил дорогу автомашине ... под управлением ... Р.И., движущейся по ... со стороны ... в направлении ..., в результате чего произошло ДТП. В результате ДТП телесные повреждения получил водитель Ракин В.А., пассажир автомашины ... ... К.Э., ... О.А., ... К.В., водитель ... Р.И., пассажир автомобиля ... несовершеннолетний ... П.Р.
Согласно заключению эксперта № 2/1823-19/1993-19 от 22.04.2019 у ... Р.И. объективных признаков телесных повреждений и следов после них не обнаружено. Из представленной для экспертного исследования медицинской карты следовало, что 19.04.2019 ... Р.И. обращался за медицинской помощью ... – травма от ДТП 18.04.2019 на перекрестке ....
Согласно заключению эксперта № 2/2576-19-Д/2376-19 от 03.06.2019 у ... Р.И. объективных признаков телесных повреждений и следов после них не обнаружено. Для экспертного исследования представлена дополнительная медицинская документация, согласно которой ... Р.И. с 02.05.2019 по 06.05.2019 находился на лечении в ООО «...» с диагнозом – ... в ДТП от 18.04.2019, ....
Вступившим в законную силу постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.11.2019 Ракин В.А. по обстоятельствам ДТП, имевшего место 18.04.2019, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
В связи с этим, несмотря на то, что в результате ДТП вред здоровью истца не причинён, это не свидетельствует о том, что истец в результате ДТП и соударения о переднюю панель приборов не испытал физическую боль.При установленных обстоятельствах, суд находит, что между нарушениями пункта 13.4 Правил дорожного движения со стороны водителя Ракина В.А.. и наступившими последствиями в виде причинённого вреда потерпевшему ... Р.И. имеется прямая причинная связь.
Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в данном случае – использование транспортных средств) обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности или ином законном основании.
Автомобиль Volkswagen Passat, г.р.з. О717АК/11 принадлежит Ракину В.А. на праве собственности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому человеку и гражданину гарантируется защита прав и свобод, в том числе право на жизнь и здоровье. В силу положений ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, как и иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст.151 ГК РФ, согласно которой в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 в пункте 4 Постановления «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, связанных с физической болью, вызванной причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (как следует из п. 2 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.
Обязательство компенсировать моральный вред подчиняется положениям главы 59 Гражданского кодекса («Обязательства вследствие причинения вреда»), т.е. на него распространяются все общие положения о возмещении вреда (ст.ст.1064-1083 ГК РФ).
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. По общему правилу деликтная ответственность наступает за виновное причинение вреда.
Наряду с этим ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевает противоправность поведения причинителя вреда в качестве непременного условия деликтной ответственности.
Кроме того, статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Вина и противоправность действий Ракина В.А. подтверждаются материалами по факту дорожно-транспортного происшествия, а также постановлением о привлечении Ракина В.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ.
Обстоятельства грубой неосторожности в действиях потерпевшего или его вины в ДТП из материалов дела не усматривается.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает установленным и доказанным тот факт, что в результате нарушения водителем Ракиным В.А. правил дорожного движения истцу ... Р.И. был причинён моральный вред, заключающийся в перенесённых физических страданиях непосредственно от удара о переднюю панель приборов в результате ДТП, а также возможном ....
Так как моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом, денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесённые страдания.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства данного дела, характер и степень нравственных страданий истца, его возраст, степень тяжести причинённых телесных повреждений, индивидуальные особенности потерпевшего, влияние полученных травм на повседневный образ жизни, а также семейное и имущественное положение ответчика.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд находит необходимым взыскать с ответчика Ракина В.А. в пользу ... Р.И. компенсацию морального вреда, причинённого повреждением здоровья, в размере 7000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Ракина В.А. в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» необходимо взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования ФИО16 удовлетворить частично.
Взыскать с Ракина Владимира Алексеевича в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 7000 (семь тысяч) рублей.
Взыскать с Ракина Владимира Алексеевича в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившие в законную силу судебное решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение суда в окончательной форме принято 10 июня 2020 года.
Председательствующий И.С. Юшкова