Дело № 12-86/2020
УИД 41RS0001-01-2019-015303-11
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
«28» января 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО10 на постановление начальника отдела по надзору за опасными производственными объектами по Камчатскому краю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 02К-91 от 18 ноября 2019 года, которым должностному лицу – генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» Васильеву Сергею Анатольевичу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по надзору за опасными производственными объектами по Камчатскому краю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – должностное лицо) № 02К-91 от 18 ноября 2019 года, должностное лицо – генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» Васильев Сергей Анатольевич (далее по тексту – Васильев С.А.) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица № 02К-91 от 18 ноября 2019 года, защитник ФИО11 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения. В обоснование жалобы указала, что Озерновский ГМК ведет работы в рамках договора с АО «Сигма», которая разработала и согласовала проектную документацию в установленном порядке. Работы проводятся, в том числе, в соответствии с проектной документацией 2014 года «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края».
Проектная документация имеет положительное заключение государственной экспертизы, выданное ФАУ «Главгосэкспертиза РФ» за № 1024-14/ГГЭ-8852/15 от 22 августа 2014 года, положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу № 211 от 23 апреля 2014 года, а также согласование ТКР по Камчатскому краю, утвержденное протоколом ТКР № 18/14 от 29 декабря 2014 года и согласования Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства РФ (в части воздействия реализуемого проекта на водные биологические ресурсы) и Генерального штаба ВС РФ (в части осуществления хозяйственной деятельности на режимной территории).
Таким образом, у Общества имеется протокол согласования проектной документации комиссией территориального органа Роснедр, в связи с этим Обществом не нарушаются требования промышленной безопасности, вменяемые протоколом от 15 октября 2019 года № 02К-90.
Во исполнение п. 2.5. протокола территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) Управления по недропользованию по Камчатскому краю от 19 декабря 2012 года № 12/12 для организации опытно-промышленных работ на участке БАМ, в дополнение к проекту 2014 года, в 2017 году АО «СиГМА» была разработана проектная документация «Технический проект. 1-ый этап. Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019гг.», утвержденный протоколом ТКР № 353 от 03 октября 2017 года.
В случае необходимости внесения изменений и дополнений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, такие изменения могут вноситься в виде отдельного изменения в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 указанного Кодекса.
В свою очередь Проектная документация 2014 года имеет все положительные заключения (заключение государственной экспертизы, выданное ФАУ «Главгосэкспертиза РФ» за № 1024-14/ГГЭ-8852/15 от 22 августа 2014 года, положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по ДФО № 211 от 23 апреля 2014 года, протокол ТКР № 18/14 от 29 декабря 2014 года и др.).
Таким образом, Общество не нарушает требования Градостроительного кодекса и законодательства о промышленной безопасности, на которые ссылается Управление.
Буровзрывные работы на карьере осуществляет подрядчик ООО «Гранит» по договору подряда от 27 февраля 2019 года № 03-18В9 на выполнение буровзрывных работ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необходимость наличия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подтверждается п. 12 п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В связи с вышеуказанным требованием законодательства, ООО «Гранит» имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения от 11 апреля 2016 года № ВМ-00-015946.
Кроме того, в настоящий момент преимущественно проводятся работы по строительству карьера, который зарегистрирован как опасный производственный объект «участок горно-капитального строительства (карьер)». При этом действующим законодательством не предусмотрено требование о получении лицензии на эксплуатацию строящегося объекта.
Таким образом, Озерновский ГМК, осуществляя строительные работы и иные работы на карьере посредством привлечения третьих лиц, имеющих лицензию на проведение данного вида работ, не нарушает требования законодательства о лицензировании и промышленной безопасности.
В настоящее время осваивает 1-ый этап реализации проекта 2014 года - для добычи 200 тыс. тонн руды в утвержденных контурах карьера и строительства лабораторной установки по переработке валовой руды Озерновского золоторудного месторождения (как объекта временного, некапитального строительства, не требующего получения разрешения на строительство) с целью отработки технологии обогащения руды и извлечения золота.
Таким образом, Общество осуществляет технологические исследования в руде в целях проектных показателей. Параллельно Общество в ходе пуско-наладочных работ изучает руду Озерновского рудного поля, для целей определения оптимальных режимов.
По завершению исследовательских работ планируется сдача лабораторной установки в эксплуатацию, а также получение лицензии.
Получение лицензии в настоящее время не представляется возможным, в связи с тем, что лабораторная установка: имеет временный характер; является незавершенным строительством, а соответственно не сдано в эксплуатацию; отказано в регистрации ОПО Управлением Ростехнадзора, данный отказ также отражен в решении Карагинского районного суда по делу № 12-9/2019 от 20 сентября 201 года.
По окончании ОПР и строительства лабораторной установки ООО «Озерновский ОГМК» планирует обратиться в Ростехнадзор для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В связи с вышеизложенным, Обществом не нарушаются требования законодательства о лицензировании и промышленной безопасности, вменяемые протоколом от 15 октября 2019 года № 02К-90.
В настоящее время объект обогащения - опытно-промышленная установка находится в стадии строительства, в эксплуатацию не введен.
Согласно требованиям законодательства, документы для регистрации ОПО нужно представить в регистрирующий орган не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации (п. 5 Правил регистрации объектов в реестре ОПО, п. 14 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО).
В связи с этим, Обществом планирует подать документы на регистрацию опытно-промышленной установки в качестве ОПО после проведения всех опытно-промышленных исследований и ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, Общество не нарушает требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В связи с вышеизложенным вынесенное Управлением предписание является незаконным.
Кроме того, при вынесении обжалуемого постановления не было учтено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неполученное Васильевым С.А. уведомление, было направлено по адресу юридического лица. Таким образом, в отсутствии уведомления о надлежащем извещении должностного лица и в отсутствии самого лица при составлении протокола, протокол, в нарушение требований КоАП РФ, был составлен и направлен для получения Васильевым С.А.
Также существенным недостатком протокола и постановления является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Инспектор при составлении протокола не учитывал в качестве доказательства соблюдения требований Ростехнадзора письмо отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по ДФО по Камчатскому краю от 05 мая 2018 года № 07-34X491, письмо Департамента по недропользованию по ДФО от 27 июня 2018 года № 03-08X1000. В постановлении не дана оценка указанным доказательствам.
Васильев С.А. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в судебное заседание не явился.
Защитник Общества ФИО12 в ходе рассмотрения жалобы вину должностного лица Васильева С.А. не признала, доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что не согласна с привлечением директора к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Озерновский ГМК ведет работы по добычи и переработки руды в рамках договора с АО «СИГМА».
Так, по невыполнению первого пункта предписания не согласна, поскольку как указано в соответствии с протоколом заседания ТКР №353 от 03.10.2017г. Решение ТКР по Камчатскому краю от 29.12.2014г. №18/14 по согласованию проектной документации «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского месторождения Камчатского края», утратило силу в части. Данным решением от 2017 года согласована проектная документация «Технический проект. 1-ый этап. Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участников БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 гг». Таким образом, утверждать о том, что ООО «Озерновский ГМК» проектная документация не согласована, нельзя.
Согласно письму №07-34/491 от 05.06.2018г. за подписью руководителя отдела геологии и лицензирования Департамента недропользования, следует, что «Технический проект 2017-2019…» является корректировкой (дополнением) к проекту от 2014г.
Общество имеет положительное заключение государственной экспертизы на объект капитального строительства «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского месторождения Камчатского края», полученное в 2014 году. Ввиду того, что в проект от 2014 года были внесены дополнения от 2017 года, получение нового заключения государственной экспертизы не требуется.
Изменения в проектную документацию в соответствии с Градострорительным кодексом могут вноситься в виде отдельного изменения. Таким образом, проектная документация от 2014 года имеет все положительные заключения. Получения иного заключения, не требуется.
Также не согласилась с доводом постановления об отсутствии у ООО «Озерновский ГМК» лицензии на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных объектов 1,2,3 класса опасности. Как указывалось, Общество заключило 27.02.2019г. договор подряда с ООО «Гранит» на ведение буровзрывных работ. Подрядчик имеет лицензию на ведение конкретного вида деятельности №ВМ-00-015946 от 11 апреля 2016 года.
Таким образом, Общество, осуществляя строительные работы и иные работы на карьере посредством привлечения третьих лиц, имеющих лицензию на проведение таких работ.
12 ноября 2019 года Общество получило свидетельство о регистрации на эксплуатируемые опасные производственные объекты: участок горно-капитального строительства, гараж месторождения «Озерновский», склад химических реагентов. Указанные объекты имеют статус капитального строительства. В настоящее время проводится реализация проекта в части строительства лабораторной установки по переработки валовой руды Озерновского золоторудного месторождения, как объекта временного не капитального строительства, не требующем разрешения на строительство.
Об этом сообщает Департамент по недропользованию в своем письме от 30 марта 2018 года.
Вместе с тем, Общество получило положительное заключение на объект не капитального строительства «Лабораторная установка по переработке валовой пробы руды Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края». Обратившись в Ростехнадзор с заявлением о регистрации опасного производственного объекта «Лабораторная установка по переработке валовой пробы руды Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края», Управление приняло отказ в предоставлении услуги по регистрации ОПО и вернуло документы на том основании, что отсутствует государственная экспертиза.
Вместе с тем, Обществом получен ответ заместителя начальника департамента по недропользованию ФИО6 от 30 марта 2018 года, в котором говориться, что согласно проектной документации, объект «Лабораторная установка по переработке валовой пробы руды Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края», является объектом временного строительства и не требует получения разрешения на строительство. В своих пояснения, данных в судебном заседании ссылается на Письмо Федерального агентства по недропользованию №ЕК-04-30/8543 от 28 августа 2012 года.
Переименовав Лабораторию в Площадку, Общество в настоящее время вновь обратилось в Управление Ростехнадзор с заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрации данного опасного объекта.
Таким образом, утверждать о том, что директор Общества не выполняет Предписание органа нельзя.
Кроме того, в ходе производства по делу были допущены процессуальные нарушения административного закона. Так, в частности Васильев С.А. не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. О месте и времени рассмотрения Васильев С.А. извещался по адресу предприятия. Тогда как, по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении должностного лица, последний должен извещаться по месту своего жительства. Данные нарушения являются существенными.
Просила суд признать постановление незаконным и отменить его, прекратив производство по делу.
Опрошенный в судебном заседании начальник отдела по надзору за опасными производственными объектами Ростехнадзора ФИО7 суду пояснил, что в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Статьёй 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные выше технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 года № 118 утверждено «Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недр» (далее - Постановление Правительства РФ № 118).
Согласно п. 5, пп. «а» п. 9 указанного Постановления проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия).
Комиссия осуществляет согласование проектной документации - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технический проект разработки месторождения, технический проект ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологическая схема первичной переработки минерального сырья в отношении месторождений твердых полезных ископаемых.
ООО «Озерновский ГМК» осуществляет горные работы в соответствии с договором, заключенным с АО «Сигма» по проектной документации «Опытно промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края». Раздел 5 Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 7 «Технологические решения». Часть 1 Открытые горные работы. Площадка № 1 «Опытно-промышленный карьер участка БАМ» Площадка № 2 «Опытно-промышленный карьер участка Хомут». Книга 1 Текстовая часть 110810/02-ИОС7.1.1 Том 5.7.1.1.», выполненной ЗАО «ТОМС инжиниринг» в 2014 году (далее – Проект 2014 года).
Решением территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых по Камчатскому краю от 29 декабря 2014 года № 18/14 Проект 2014 года был согласован, в соответствии с установленными требованиями.
Кроме этого Проект 2014 года получил положительное заключение государственной экспертизы, выданное ФАУ «Главгосэкспертиза РФ» от 22 августа 2014 года № 1024-14/ГГЭ-8852/15.
В 2017 году АО «Сигма» направило в Территориальную комиссию по разработке месторождений полезных ископаемых по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области и Дальневосточному федеральному округу на рассмотрение и согласование материалы проектной документации «Технический проект. 1 этап. Опытно промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 гг.» (далее - Проект 2017 года), выполненной ЗАО «ТОМС инжиниринг» в 2017 году.
Решением ТКР по Дальневосточному федеральному округу от 03 октября 2017 года № 353 отменено, ранее принятое, решение о согласовании Проекта 2014 года ТКР по Камчатскому краю от 29 декабря 2014 года № 18/14.
Из изложенного следует, что ООО «Озерновский ГМК» осуществляет горные работы, используя Проект 2014 года, согласование которого отменено решением ТКР по Дальневосточному федеральному округу.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Требованиями п. 20 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года № 599 (зарегистрированы в Минюсте РФ от 02 июля 2014 года peг. № 32935) установлено, что проектная документация объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1_1 и 1_2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, указанные в п. 5_1 ч. 1 ст. 6 настоящего Кодекса.
Согласно положению п. 5.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов указанных в ст. 481 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. «в» ч. 1 ст. 481 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Таким образом, ООО «Озерновский ГМК» осуществляет ведение горных работ, используя Проект 2017 года, который не прошёл государственную экспертизу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом, в электронном виде или на бумажном носителе.
Указанные нормы права фактически налагают запрет на ведение отдельных видов деятельности, перечень которых определен ст. 12 Закона № 99-ФЗ в отсутствие лицензии.
В соответствии с пп. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит такой вид деятельности, как «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
На основании п. 2, а также приложения к «Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492, к работам, выполняемым на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, в составе осуществляемого лицензируемого вида деятельности относятся ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В ходе судебного заседания защитник представила лицензию от 11 апреля 2016 года № ВМ-00-015946 на осуществление лицензируемого вида деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения. Данный лицензируемый вид деятельности определен пп. 50 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ и не является специальным разрешением на право осуществления деятельности на «Эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
В соответствии с пп. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит такой вид деятельности, как «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
На основании п. 2, а также приложения к «Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492, к работам, выполняемым на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, в составе осуществляемого лицензируемого вида деятельности относятся ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии с изложенным ООО «Озерновский ГМК» осуществляет работы по обогащению полезных ископаемых, составляющих лицензируемый вид деятельности в отсутствии специального разрешения на право осуществления такой деятельности.
Подпунктом 3 п. 8 приложения 2 к Закону № 116-ФЗ, все опасные производственные объекты, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, по умолчанию отнесены к объектам Ш-го класса опасности. Опасных производственных объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых I, II и IV-ro классов опасности законодательно не предусмотрено.
Пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371 установлено, что для регистрации объектов в государственном реестре, организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект.
Частью 5 ст. 2 Закона № 116-ФЗ установлено, что руководитель (законный представитель) организации (юридического лица), эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Закона № 116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 5 приложения № 1 к 116-ФЗ установлено, что категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе ведутся работы по обогащению полезных ископаемых.
Таким образом, согласно пункту 5 Правил 1371, юридическое лицо ООО «Озерновский ГМК» знало о том, что оно начало эксплуатировать объект III класса опасности, то есть вести работы по обогащению полезных ископаемых.
Соответственно об этих нарушениях знал и руководитель Общества- Васильев С.А. В ходе рассмотрения последним был заявлен довод о том, что указанное правонарушение совершено до него. Вместе с тем, согласно протокола заседания Совета директоров от 16.05.2018г., Васильев С.А. был назначен на должность генерального директора ООО «Озерновский ГМК», которым и является по настоящее время. Предписание было выдано 31.05.2019г. Проверка по выполнению предписания была начата 03.09.2019г. и окончена 30.09.2019г.
О том, что корреспонденция направлялась Васильеву С.А. по адресу Общества, а не по домашнему адресу Васильева С.А., полагает нарушений не имеется, поскольку какого-либо иного адреса Васильев С.А. не предоставлял.
Выслушав защитника Общества ФИО13 и начальника отдела по надзору за опасными производственными объектами Ростехнадзора ФИО7, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с п. 1 ст. 2 которого, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.
Статьей 9 указанного Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
При этом, положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на адрес и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Несоблюдение требований в области промышленной безопасности может повлечь возникновение угрозы или причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно п. п. 5.1, 5.3, 5.3.1.5, 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и другими видами деятельности; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
В судебном заседании установлено, что Васильев С.А. не выполнил в установленный срок до 02 сентября 2019 года требования п.п. 1, 2, 3, 4, 5 законного предписания должностного лица № П-А75-48 от 31 мая 2019 года, а именно: п. 1) проектная документация на ведение горных работ на ОПО «Карьер» не согласована в установленном порядке, отсутствует протокол согласования проектной документации комиссией Роснедр; п. 2) не проведена экспертиза проектной документации «Технический проект. 1 этап. Опытно промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 гг.»; п. 3) на ОПО «Карьер» работы по добыче руды ведутся в отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности; п. 4) осуществляются работы по обогащению руды в отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности; п. 5) опасный производственный объект обогащения цветных металлов не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов.
Должностное лицо на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в постановлении № 02К-91 от 18 ноября 2019 года пришло к правильному выводу о наличии в действиях Васильева С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначило ему административное наказание в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
Вывод о виновности в действиях Васильева С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан должностным лицом на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении; предписания; распоряжения о проведении проверки; акта проверки.
Содержание указанных доказательств приведены в постановлении должностного лица № 02К-91 от 18 ноября 2019 года.
Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела, и прийти к правильному выводу о виновности Васильева С.А. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.
Постановление должностного лица достаточно мотивировано, выводы о виновности Васильева С.А. в совершении правонарушения предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях основаны на имеющихся материалах дела.
Несогласие Заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В виду чего доводы жалобы о незаконности требований п.п. 1, 2, 3, 4, 5 предписания должностного лица № П-А75-48 от 31 мая 2019 года, не могут быть приняты во внимание в виду следующего.
Пункт 1 предписания.
Статьёй 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные выше технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 года № 118 утверждено «Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недр» (далее - Постановление Правительства РФ № 118).
Согласно п. 5, пп. «а» п. 9 указанного Постановления проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
Комиссия осуществляет согласование проектной документации - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технический проект разработки месторождения, технический проект ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологическая схема первичной переработки минерального сырья в отношении месторождений твердых полезных ископаемых.
ООО «Озерновский ГМК» осуществляет горные работы в соответствии с договором, заключенным с АО «Сигма» по проектной документации «Опытно промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края». Раздел 5 Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 7 «Технологические решения». Часть 1 Открытые горные работы. Площадка № 1 «Опытно-промышленный карьер участка БАМ» Площадка № 2 «Опытно-промышленный карьер участка Хомут». Книга 1 Текстовая часть 110810/02-ИОС7.1.1 Том 5.7.1.1.», выполненной ЗАО «ТОМС инжиниринг» в 2014 году (далее – Проект 2014 года).
Решением территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых по Камчатскому краю от 29 декабря 2014 года № 18/14 Проект 2014 года был согласован, в соответствии с установленными требованиями.
Проект 2014 года получил положительное заключение государственной экспертизы, выданное ФАУ «Главгосэкспертиза РФ» от 22 августа 2014 года № 1024-14/ГГЭ-8852/15.
В 2017 году АО «Сигма» направило в Территориальную комиссию по разработке месторождений полезных ископаемых по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области и Дальневосточному федеральному округу на рассмотрение и согласование материалы проектной документации «Технический проект. 1 этап. Опытно промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 гг.» (далее - Проект 2017 года), выполненной ЗАО «ТОМС инжиниринг» в 2017 году.
Решением ТКР по Дальневосточному федеральному округу от 03 октября 2017 года № 353 отменено, ранее принятое, решение о согласовании Проекта 2014 года ТКР по Камчатскому краю от 29 декабря 2014 года № 18/14.
В связи с чем, ООО «Озерновский ГМК» осуществляет горные работы, используя Проект 2014 года, согласование которого отменено решением ТКР по Дальневосточному федеральному округу.
Пункт 2 предписания.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Требованиями п. 20 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года № 599 (зарегистрированы в Минюсте РФ от 02 июля 2014 года peг. № 32935) установлено, что проектная документация объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1_1 и 1_2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, указанные в п. 5_1 ч. 1 ст. 6 настоящего Кодекса.
Согласно положению п. 5.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов указанных в ст. 481 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. «в» ч. 1 ст. 481 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Следовательно, ООО «Озерновский ГМК» осуществляет ведение горных работ, используя Проект 2017 года, который не прошёл государственную экспертизу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пункт 3 предписания.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом, в электронном виде или на бумажном носителе.
Указанные нормы права фактически налагают запрет на ведение отдельных видов деятельности, перечень которых определен ст. 12 Закона № 99-ФЗ в отсутствие лицензии.
В соответствии с пп. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит такой вид деятельности, как «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
На основании п. 2, а также приложения к «Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492, к работам, выполняемым на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, в составе осуществляемого лицензируемого вида деятельности относятся ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Представленная ООО «Озерновский ГМК» лицензия от 11 апреля 2016 года № ВМ-00-015946 на осуществление лицензируемого вида деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения. Данный лицензируемый вид деятельности определен пп. 50 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ и не является специальным разрешением на право осуществления деятельности на «Эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Пункт 4 предписания.
В соответствии с пп. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит такой вид деятельности, как «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
На основании п. 2, а также приложения к «Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492, к работам, выполняемым на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, в составе осуществляемого лицензируемого вида деятельности относятся ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии с изложенным ООО «Озерновский ГМК» осуществляет работы по обогащению полезных ископаемых, составляющих лицензируемый вид деятельности в отсутствии специального разрешения на право осуществления такой деятельности.
Пункт 5 предписания.
Как установлено подп. 3 п. 8 приложения 2 к Закону № 116-ФЗ, все опасные производственные объекты, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, по умолчанию отнесены к объектам Ш-го класса опасности. Опасных производственных объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых I, II и IV-ro классов опасности законодательно не предусмотрено.
Пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371 установлено, что для регистрации объектов в государственном реестре, организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект.
Частью 5 ст. 2 Закона № 116-ФЗ установлено, что руководитель (законный представитель) организации (юридического лица), эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Закона № 116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 5 приложения № 1 к 116-ФЗ установлено, что категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе ведутся работы по обогащению полезных ископаемых.
Следовательно, юридическое лицо ООО «Озерновский ГМК» начав вести работы по обогащению полезных ископаемых знало о том, что оно начало эксплуатировать объект III класса.
Соответствие предписания требованиям действующего законодательства и эксплуатацию ООО «Озерновский ГМК» опасного производственного объекта с нарушением требований, указанных в п.п. 1, 2, 3, 4, 5 предписания должностного лица № П-А75-48 от 31 мая 2019 года, было подтверждено в ходе рассмотрения жалобы пояснениями данными начальника отдела по надзору за опасными производственными объектами Ростехнадзора ФИО7
На основании изложенного требования п.п. 1, 2, 3, 4, 5 предписания должностного лица № П-А75-48 от 31 мая 2019 года являлись законными и подлежали выполнению в установленный срок до 02 сентября 2019 года.
Не выполнив в полном объеме требования законного предписания должностного лица № П-А75-48 от 31 мая 2019 года Васильев С.А., как генеральный директор Общества совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы защитник ФИО3 ФИО14 ссылалась на Письмо от 2012 года, вместе с тем, данный документ не был опубликован в соответствии с законом.
Заслуживают внимания доводы жалобы о не направлении уведомления о времени и месте составления протокола по адресу места проживания Васильев С.А., однако указанный довод в данном случае не является основанием для отмены обжалуемого постановления в виду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, при подготовке жалобы к рассмотрению следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении.
Как установлено ч. 2 ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Вместе с тем, у административного органа отсутствовал адрес места проживания Васильева С.А.
Также в своем ходатайстве об отложении рассмотрения дела Васильев С.А. указывает только адрес юридического лица.
Таким образом, в отсутствии сведений о месте проживания Васильева С.А. должностное лицо административного органа правомерно направило извещение по адресу осуществления Васильевым С.А. своих обязанностей в качестве должностного лица – генерального директора ООО «Озерновский ГМК», которое своевременно было получено Обществом.
Учитывая наличие доказательств принятия административным органом всех необходимых и достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, составление протокола в отсутствие Васильева С.А. не свидетельствует о нарушении административным органом установленного законом порядка извещения.
Кроме того, довод защитника о не извещении Васильева С.А. о месте и времени составления протокола 15.10.2019г, противоречит материалам дела. Так, в деле имеется уведомление от 01.10.2019г. о составлении протокола по настоящему делу, адресованное на имя Васильева С.А., которое получено адресатом 09.10.2019г. Вместе с тем, на составление протокола Васильев С.А. не явился, защитника не направил. Таким образом, Васильев С.А. достоверно знал, что в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
При проверке материалов дела в полном объеме каких-либо существенных нарушений материального и процессуального права, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не установлено, порядок привлечения Васильева С.А. к административной ответственности не нарушен, данных о наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению Васильевым С.А. обязанности по исполнению предписания административного органа, материалы дела не содержат.
Наказание Васильеву С.А. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 4.1, ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Каких либо иных доводов, влекущих отмену постановления должностного лица, жалоба не содержит.
С учетом изложенного, считаю, что оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела по надзору за опасными производственными объектами по Камчатскому краю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 02К-91 от 18 ноября 2019 года о привлечении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» Васильева Сергея Анатольевича к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО15, без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская