Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 17 февраля 2020 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Петровой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а- 469/2020 по административному иску администрации города Тамбова Тамбовской области к Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу – исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области Ивановой Ксении Александровне, УФССП России по Тамбовской области об отсрочке взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 15.08.2018, вступившим в законную силу 28.09.2018, на администрацию г. Тамбова возложена обязанность организовать работы по ремонту проезжей части автодороги по ул. Державинская г.Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
28.05.2019 на основании выданного Ленинским районным судом г.Тамбова исполнительного листа № ФС 027314938 от 24.05.2019 возбуждено исполнительное производство № 11796/19/68012-ИП и администрации г.Тамбова предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
19.12.2019 ввиду неисполнения администрацией г.Тамбова требований исполнительного документа судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб.
Администрация г.Тамбова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит отсрочить взыскание исполнительского сбора до 01.08.2020.
В административном иске указано, что в течение установленного судебным приставом – исполнителем срока реальное исполнение решения суда невозможно по объективным, не зависящим причинам, связанным с отсутствием у администрации г.Тамбова возможности самостоятельно принимать решения о перераспределении бюджетных средств. С целью исполнения решения суда мероприятия по выполнению ремонтных работ по приведению дорожного покрытия проезжей части автодороги по ул. ул. Державинская г.Тамбова были предусмотрены Планом проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения городского округа – город Тамбов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденным постановлением администрации города Тамбова от 04.04.2019 № 1807 в строительном сезоне 2020 года. Финансирование в рамках осуществления полномочий органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Бюджетным законодательством РФ, согласно которому распределение бюджетных средств распределяется с учетом планирования соответствующих расходов бюджета. Финансирование работ по ремонту проезжей части автодороги по ул. Державинская г.Тамбова предусмотрено на 2020 год.
В судебном заседании представитель административного истца администрации г.Тамбова по доверенности Староверова Н.К. поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что в настоящее время отсутствуют бюджетные средства на оплату исполнительского сбора.
Судебный пристав – исполнитель Иванова К.А., представители административных ответчиков Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, УФССП России по Тамбовской области, заинтересованное лицо прокурор Ленинского района г.Тамбова, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска исходя из нижеследующего.
На основании ч.ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 15.08.2018, вступившим в законную силу 28.09.2018, на администрацию г. Тамбова возложена обязанность организовать работы по ремонту проезжей части автодороги по ул. Державинская г.Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
28.05.2019 на основании выданного Ленинским районным судом г.Тамбова исполнительного листа № ФС 027314938 от 24.05.2019 возбуждено исполнительное производство № 11796/19/68012-ИП и администрации г.Тамбова предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
19.12.2019 ввиду неисполнения администрацией г.Тамбова требований исполнительного документа судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
По мнению суда в рассматриваемом случае виновное противоправное бездействие должника в исполнении решения суда отсутствует.
Как усматривается из представленных материалов исполнительного производства, должник неоднократно сообщал судебному приставу - исполнителю о невозможности исполнения решения суда в установленный им срок в связи с отсутствием финансирования на данные цели.
В ходе исполнения решения Ленинского районного суда г.Тамбоваот 15.08.2018 постановлением администрации города Тамбова от 04.06.2019 №1807 «Об утверждении плана проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения городского округа- город Тамбов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» работы по ремонту проезжей части автодороги по ул.Державинская г.Тамбова предусмотрены в строительном сезоне 2020 года.
Суд также принимает во внимание, что администрация г.Тамбова является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке. Самостоятельно принимать решение о перераспределении бюджетных ассигнований по соответствующим статьям расходов муниципального бюджета администрация г.Тамбова не полномочна.
Кроме того, проведение дорожных работ требует значительных временных затрат и поставлено в зависимость от климатических условий осенне-зимнего периода, в связи с чем, исполнить требование исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, не представляется возможным.
Таким образом, суд считает, что неисполнение требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения вызвано объективными причинами, не зависящими от воли должника, что свидетельствует об отсутствии вины администрации г.Тамбова.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание имущественное положение должника, суд приходит к выводу о наличии оснований для предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 19.12.2019, ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20.02.2020
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░