дело № 2а-1837/2020
УИД: 56RS0018-01-2020-000770-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2020 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачевой М.С.,
с участием:
представителя административного истца - ФИО.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюриной Н.Н. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Тюрина Н.Н. обратилась в Ленинский районный суд г.Оренбурга с вышеназванным административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.
В обоснование иска указала, что является собственником жилого дома литер АА3, площадью 50,7 кв м, расположенного по адресу ....
С целью оформления прав на земельный участок обратилась к кадастровому инженеру, которым был сформирован земельный участок под домовладением литер АА3 общей площадью 284 кв м. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый N.
6 декабря 2019года по результатам ее обращения к административному ответчику с заявлением ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку земельный участок используется для размещения двух одноэтажных жилых домов. Разъяснено, что с целью предоставления участка в собственность ей необходимо повторно обратиться со всеми собственниками объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке.
Считает отказ административного ответчика незаконным, поскольку на земельном участке имеется жилой дом принадлежащей ей, рядом расположено строение вспомогательного характера не являющееся жилым. Согласно выписки ЕГРН, она является единственным собственником жилого строения расположенного на участке, иных собственников недвижимого имущества не зарегистрировано.
Просит признать незаконным решение Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от 6 декабря 2019года N об отказе в предоставлении земельного участка в собственность; возложить обязанность на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга предоставить Тюриной Н.Н. в собственность земельный участок с кадастровым номером N, расположенным по адресу ...
Административный истец, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Представитель административного истца ФИО., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Не оспаривал факт нахождения на спорном земельном участке строения, которое его доверитель использует как вспомогательное помещение. Пояснил, что собственников указанного строения не имеется, оно не отвечает требованиям жилого помещения.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
В силу пунктов 1.1, 2.2, 2.25 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 18 февраля 2011 года №114 Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству. Рассматривает обращения граждан и юридических лиц в пределах компетенции департамента в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами. В порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами от имени администрации города Оренбурга: утверждает схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; осуществляет предоставление земельных участков на территории муниципального образования «город Оренбург».
Как установлено Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения
личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам
для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 11 февраля 2016 г. № 303-п заявителем на получение муниципальной услуги является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо его уполномоченные представители, обратившиеся в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо непосредственно в департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме, в том числе с комплексным запросом, в порядке, установленном ст. 15.1 Федерального закона N 210-ФЗ.
Услуга осуществляется в течение 90 дней со дня регистрации в "МФЦ" или в Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга документов согласно перечню, указанному в пункте 2.6 настоящего Административного регламента (пункт 2.4).
Результатом предоставления муниципальной услуги является: заключение договора купли-продажи земельного участка, либо заключение договора аренды земельного участка, либо заключение договора безвозмездного пользования земельным участком в случаях, предусмотренных статьей 39.10 Земельного кодекса РФ; распоряжение ДГиЗО о предоставлении в собственность земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей; письменный отказ в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.3).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем предусмотрен пунктом 2.6 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, что Тюрина Н.Н. является собственником жилого одноэтажного дома, расположенного по адресу: ...А, общей площадью 50,7 кв.м, литер АА3.
Согласно распоряжению Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга N-р от 14 октября 2019года объекту адресации - одноэтажному индивидуальному жилому дому с кадастровым номером N, расположенному на территории Промышленного района г. Оренбурга и зарегистрированному ранее по адресу ... гора ..., присвоен адрес: Российская Федерация, ..., городской округ ... гора ....
Согласно пункту 2 указанного распоряжения предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена, расположенного в территориальной зоне застройки домами смешанной этажности в зоне выборочной реконструкции «Ж.4» и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 284 кв м. Разрешенное использование: размещение жилых домов. категория земель: земли населенных пунктов.
Тюриной Н.Н., собственникам жилых домов обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области для постановки на кадастровый учет земельного участка (п.3).
11 ноября 2019 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу ... гора, N в собственность.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаи если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По результатам проведенной Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в рамках рассмотрения заявления Тюриной Н.Н. от 11 ноября 2019года проверки установлено, что на спорном земельном участке расположены два индивидуальных жилых дома. В подтверждение указанных обстоятельств административным ответчиком представлены служебная записка N от 13 ноября 2019 года и ответ на нее, за подписью начальника отдела земельного контроля Департамента градостроительства и земельных отношений администрации ... с приложением фототаблицы, согласно которым по адресу ... гора ... по состоянию на 18 ноября 2019года размещено два одноэтажных жилых дома,.
Согласно уведомлению Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 6 декабря 2019года N Тюриной Н.Н. в предоставлении земельного участка в собственность отказано, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.20, пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку при обращении Тюриной Н.Н. за предоставлением муниципальной услуги о предоставлении земельного участка в собственность необходимо обращение второго собственника жилого дома расположенного на участке.
Не согласившись с указанным ответом, административный истец обратилась с данным иском 3 февраля 2020 года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая подтвержденный факт размещения на спорном земельном участке двух жилых зданий, собственники каждого из которых вправе претендовать исходя из положений статьи 39.20 Земельного кодекса РФ на приобретение самостоятельного участка под принадлежащим ему объектом, суд приходит к выводу о законности принятого административным ответчиком отказа.
Учитывая, что уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в собственность от 6 декабря 2019 года Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга не противоречит закону, принято в установленные законом сроки, оснований для его признания незаконным не имеется, а следовательно основания для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-1837/2020
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░