дело № 12–175/2017
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Колесникова Д.А.
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «28» ноября 2017 года дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя юридического лица ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сыктывдинского района» на постановление № руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении № руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми от <дата> юридическое лицо Государственное казенное учреждение Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сыктывдинского района» (далее по тексту – ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» директор Гитева О.Л. обратилась в суд с жалобой, в обоснование доводов которой указала, что ГКУ РК «СРЦН» находится в трудном материальном положении, ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные нарушения. Учитывая названные обстоятельства, а также устранение в полном объеме выявленных нарушений, отраженных в протоколе по делу об административном правонарушении № от <дата>, просила вышеуказанное постановление отменить, применив положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях о малозначительности совершенного правонарушения.
Законный представитель ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района», в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, директор юридического лица Гитева О.А. в судебном заседании просила суд производство по делу прекратить в виду малозначительности либо назначенное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение по доводам, приведенным в жалобе.
Должностное лицо Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми Исаева Ю.Б. в судебном заседании доводам жалобы возражала, находя обжалуемое постановление законным и обоснованным, а основания, по которым рассматриваемое правонарушение можно признать малозначительным, отсутствующими.
Заслушав объяснения законного представителя юридического лица ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района», в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, должностного лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми, исследовав материалы рассматриваемого дела об административном правонарушении, а также материалы дел об административном правонарушении №, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что при проведении проверки ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» выявлены нарушения установленных правил хранения лекарственных средств. Факты нарушения зафиксированы уполномоченными лицами Территориального органа в акте проверки № от <дата> и протоколе об административном правонарушении № от <дата>.
В ходе проверки сотрудниками Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми в ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» установлено нарушение обязательных требований к лекарственным препаратам и процессам их хранения, подлежащие применению до дня вступления соответствующих технических регламентов, установлено наличие, хранение, применение при оказании медицинской помощи и медицинских услуг детям, обучающимся и находящимся в ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района», лекарственных средств с нарушениям условий хранения, также установлено хранение лекарственных средств с истекшими сроками годности.
Акт проверки и протокол об административном правонарушении подписаны директором ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района».
По результатам проверки начальником отдела контроля за осуществлением медицинской деятельности и оборота лекарственных средств Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми <дата> в отношении ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 <данные изъяты>
Согласно положений ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 3 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях, если они используются исключительно при разведении, выращивании, содержании и лечении животных, может осуществляться без получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно п. 2, 5 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств.
Оценив представленные доказательства, исходя из системного толкования положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 12.04.2010 3 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правила хранения лекарственных средств», суд признает обоснованным привлечение ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также вина ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» в совершении данного административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, не принявшее необходимых мер по соблюдению установленных правил в сфере обращения медицинских изделий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, факт совершения ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В судебном заседании законный представитель лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не отрицая факт совершения административного правонарушения, между тем, полагал, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Доводы жалобы, по которым законный представитель полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным, судом не могут быть приняты во внимание для отмены обжалуемого постановления в виду следующего.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В соответствии с этим же пунктом постановления № 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области охраны жизни и здоровья людей.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 18 постановления № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ссылка законного представителя юридического лица на выполнении ГКУ Республики Коми «СРЦН Сыктывдинского района» мероприятий по устранению выявленных нарушения законодательства о хранении лекарственных препаратов не может быть принята во внимание, поскольку на момент проверки в учреждении выявлен факт нарушения обязательных требований к лекарственным препаратам и процессам их хранения, подлежащие применению до дня вступления соответствующих технических регламентов, установлено наличие, хранение, применение при оказании медицинской помощи и медицинских услуг детям, обучающимся и находящимся в ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района», лекарственных средств с нарушениям условий хранения, также установлено хранение лекарственных средств с истекшими сроками годности, что само по себе является нарушением установленных правил хранения лекарственных средств и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и у последнего имелась возможность по недопущению выявленных Управлением Росздравнадзора по Республике Коми нарушений, однако не были приняты для этого все зависящие от него меры.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен запрет на наложение административного наказания в виде предупреждения в случае причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену состоявшегося по делу постановления о привлечении к административной ответственности ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района», при рассмотрении жалобы не установлено.
Суд учитывает, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у суда не имеется.
Поскольку факт совершения должностным лицом административного правонарушения подтвержден письменными материалами дела, в числе которых акт проверки № от <дата>, протокол об административном правонарушении № от <дата>, вывод должностного лица о наличии в действиях ГКУ РК «СРЦН Сыктывдинского района» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены. Поскольку административное наказание назначено надлежащим должностным лицом, в пределах, установленных законом за совершение данного административного правонарушения, суд не находит оснований для отмены и прекращения дела об административном правонарушении в виду малозначительности.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь ст. 30.5 – 30.8 Кодекса РФ об административным правонарушениях, судья
решил:
постановление № руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сыктывдинского района», в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.А. Колесникова