УИД 38RS0031-01-2019-004962-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре Шуруевой Н.А.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-684/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявление к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит: признать решение Министерства имущественных отношений Иркутской области под номером 0251-10655/19 от **/**/****, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от **/**/**** в соответствии с существующим законодательством.
В обоснование заявленных требований истец указал, что **/**/**** ФИО1 (административный истец) обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о перераспределении земельных участков, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: .... Б.
В ответе от **/**/****, зарегистрированного под номером № Министерство имущественных отношений Иркутской области отказало в заключении соглашения о перераспределении участков.
По мнению заявителя, оспариваемое решение не содержит обоснования отказа в перераспределении земельного участка. Вопреки требованиям земельного законодательства, при принятии уполномоченным органом оспариваемого акта, отсутствует ссылка на норму права, обосновывающую законность принятого решения.
Более того, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, находящемся в федеральной собственности, который имеет общие границы с земельным участком истца, что является по своей сути фактом отсутствия такого объекта гражданских прав как указанный участок, принадлежащий РФ, тем самым отсутствие оснований для отказа в перераспределении земельных участков.
Иных оснований, свидетельствующих о законности отказа в перераспределении, ответчиком в оспариваемом отказе, не приведено.
По смыслу положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет. Статья 8 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок.
Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Вместе с тем, земельный участок, возникший на праве бессрочного пользования у ИрГАУ, на основании свидетельства №, о чем утверждает заинтересованное лицо, как предмет гражданско-правового оборота не существует, поскольку такой земельный участок в установленном порядке не сформирован, сведения о нем отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. По такому же основанию подлежит отклонению довод и вхождения вышеуказанного участка в границы земель лесного фонда, поскольку сведения о наличии на территории Молодежного МО земель лесного фонда отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, с учетом норм, содержащихся в пунктах 12, 13 статьи 5, части 1 пункта 10 статьи 3 ФЗ от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», является приоритет сведений ГКН над сведениями лесного реестра.
Министерство имущественных отношений вопреки требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представило доказательств того, что образуемый земельный участок ранее, так и на сегодняшнюю дату относился к землям, находящимся в федеральной собственности, либо имеются иные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Доказательств того, что данный участок расположен на землях лесного фонда, также, не представлено.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по довода, изложенных в возражениях.
Представители заинтересованных лиц администрации Молодежного муниципального образования, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Министерства лесного комплекса Иркутской области, ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Обсудив причины неявки лиц, участвующих в деле в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из требований части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В силу пункта 2 этой же статьи в заявлении о перераспределении земельных участков указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Согласно пункту 8 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Как указано в пункте 10 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что **/**/**** административный истец ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений .... с заявлением о перераспределении, земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №, адрес: ....Б, находящегося в частной собственности.
Ответом от **/**/**** за № Министерством имущественных отношений Иркутской области заявителю ФИО1 отказано в перераспределении земельного участка с испрашиваемыми землями в связи с тем, что образуемый земельный участок частично расположен в границах земель лесного фонда. На запрос министерства о расположении образуемого земельного участка относительно границ земель (земельных участков), находящихся в собственности Российской Федерации, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - Территориальное управление), осуществляющим на территории Иркутской области функции по управлению федеральным имуществом, предоставлена информация следующего содержания. Сопоставляя сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, со сведениями публичной кадастровой карты, Территориальное управление имеет основания полагать, что образуемый земельный участок предположительно расположен в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный университет имени А.А. Ежевского» на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 28.05.1992 № 2861-1, распоряжения главы администрации Иркутской области от 31.07.1992 № 455-р «О передаче земель Иркутскому сельскохозяйственному институту», Свидетельства от 27.10.1993 № 57 общей площадью 1126 га для улучшения системы подготовки кадров и непрерывного процесса обучения (в том числе: 716 га сельхозугодий, 174 га пашни, 426 га сенокосов, 116 га пастбищ, 410 га прочих угодий).
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что отказ министерства имущественных отношений Иркутской области является незаконным, поскольку уполномоченный орган при принятии решения основывался лишь на предположительной информации о расположении земельного участка с кадастровым номером № в границах лесного фонда, земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от **/**/**** №, распоряжения главы администрации Иркутской области от **/**/**** №-р «О передаче земель Иркутскому сельскохозяйственному институту», свидетельства от **/**/**** № общей площадью 1126 га для улучшения системы подготовки кадров и непрерывного процесса обучения, и им не были исследованы все исчерпывающие основания отказа, изложенные в пункте 9 статьи. 39.29 Земельного кодекса РФ, и при их отсутствии либо наличии не сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Каких-либо доказательств, объективно подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского», лесного фонда, материалы дела не содержат, и таковых суду при рассмотрении дела не представлено.
Указанное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельных участков не был разрешен, по факту административный ответчик проверку по заявлению ФИО1 не проводил.
На основании изложенного, суд полагает необходимым требования ФИО1 удовлетворить и признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/****
№ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Исходя из того, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, при признании решения административного ответчика от **/**/**** незаконным, заявление ФИО1 от **/**/**** подлежит повторному рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ № ░░ **/**/**** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ **/**/****.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ **/**/****.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░