Дело № 2-1593/2019
УИД33RS0008-01-2019-001786-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2019года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Романовой О.В.
при секретаре Козловой А.А.
с участием истца Кузнецовой Г.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области Панфиловой О.Б., действующей на основании доверенности № 2 от 09.01.2019, третьего лица – Кузнецова А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Галины Викторовны к Государственному учреждению управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кузнецова Г.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области (ГУ УПФ) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО4, умершего 29.07.2011 года.
В обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении указала, что она в августе 2019 года обратилась в ГУ УПФ по вопросу выплаты средств пенсионных накоплений умершего ФИО4 Документы у нее не приняли, так как прошло более шести месяцев с даты его смерти, однако она не знала о существовании такого закона, согласно которого для получения средств пенсионных накоплений нужно обратиться в пенсионный фонд в течение шести месяцев с даты смерти застрахованного лица. Просила восстановить пропущенный шестимесячный срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений ее ФИО4, 07.07.1959 года рождения, умершего 29.07.2011.
Истец Кузнецова Г.В. в судебное заседание явилась. Настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Пояснила суду, что ее ФИО4 умер 29.07.2011 года. После его смерти она вступила в права наследования, обратившись к нотариусу с соответствующим заявлением в установленный законом срок. О том, что для получения средств пенсионных накоплений необходимо было обратиться в Пенсионный фонд также в течение шести месяцев со дня смерти супруга она не знала. О существовании такого закона она узнала только в августе 2019 года от своей дочери, после этого дочь обратилась в ГУ УПФ РФ, однако ей разъяснили что пропущен шестимесячный срок и для его восстановления ей необходимо обратиться в суд. Также пояснила суду, что ответчик мог уведомить ее о необходимости обращения в течение шести месяцев, когда она приходила в Пенсионный фонд в 2011 году для переоформления пенсии. Указала, что она считает что имеет право на получение данных средств, так как она в установленный законом срок обратилась к нотариусу для принятия наследства открывшегося после смерти , а следовательно она приняла все наследство после него, в том числе и пенсионные накопления. Кроме того пояснила, что она в 2011 году болела, ей делали операцию, она является инвалидом, что также препятствовало ей обратиться к ответчику и в суд для восстановления срока в течение столь длительного времени.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ Панфилова О.Б. в судебное заседание явилась. Возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила суду, что со дня смерти ФИО4 прошел длительный период времени, каких-либо уважительных причин пропуска срока и длительного не обращения в суд за его восстановлением истцом не приведено. Не знание закона не является основанием для восстановления пропущенного срока. Также пояснила суду, что у ГУ УПФ в соответствии с законом отсутствует обязанность извещать правопреемников по закону умершего застрахованного лица о необходимости обращения в пенсионный фонд для получения средств пенсионных накоплений, вместе с тем устно граждане, в том числе и истец, всегда предупреждаются о наличии такого права, также информация о порядке получения средств пенсионных накоплений содержится на стендах в Учреждении Пенсионного фонда, в СМИ, то есть является общедоступной. Также указала, что умершим ФИО4 при жизни не оформлялось заявление о распределении средств пенсионных накоплений.
Третье лицо Кузнецов А.В. в судебное заедание явился. Поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Пояснил суду, что действительно они не знали о наличии такого закона до 2019 года, кроме того истец является инвалидом 2 группы. Пояснил, что он на средства пенсионных накоплений не претендует.
Третье лицо Кузнецова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. О причинах неявки не сообщила. Ранее представила суду письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований Кузнецовой Г.В.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица Кузнецовой Ю.В.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ"Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 11.07.2011) за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", включая доход от их инвестирования, не подлежат включению в состав средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате правопреемникам умерших застрахованных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 38 указанного Федерального закона выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью шестой статьи 7 Федерального закона "О накопительной пенсии" от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица также осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
На период возникновения рассматриваемых правоотношений Правила обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами были установлены постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 N 741 (ред. от 18.08.2010). Данные Правила действовали до 31.12.2014.
Согласно п. 2 Правил под правопреемниками умершего застрахованного лица понимаются правопреемники по заявлению и правопреемники по закону. К правопреемникам по заявлению, относятся лица указанные в заявлении о распределении средств пенсионных накоплений. К правопреемникам по закону - родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования) умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности:
в первую очередь - дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг) и родители (усыновители) (правопреемники по закону первой очереди);
во вторую очередь - братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки (правопреемники по закону второй очереди).
Согласно п. 8 указанных Правил территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
В соответствии с п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 711, действующих с 01.01.2015 Территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению. Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Судом установлено, что 29.07.2011 умер истца Кузнецовой Г.В. – ФИО4, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от 02.08.2011, выданным отделом ЗАГС администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. ФИО4 был застрахован в системе государственного пенсионного страхования, что подтверждается страховым свидетельством №.
В соответствии со свидетельством о заключении брака серии №, выданным 24.09.1977 Гусь-Хрустальным Горзагсом истец является умершего ФИО4, а следовательно правопреемником по закону застрахованного лица ФИО4 Каких-либо доказательств того, что ФИО4 при жизни написал заявление о распределении средств пенсионных накоплений, суду не представлено.
Как следует из пояснений истца, она узнала о существовании закона по которому она имела право на получение средств пенсионных накоплений после смерти лишь в августе 2019 года от своей дочери Кузнецовой Ю.В. после этого дочь обратилась по данному вопросу в Пенсионный фонд, там ей разъяснили, что срок для получения средств пенсионных накоплений, составляющий шесть месяцев со дня смерти застрахованного лица, пропущен, в связи с чем необходимо обратиться в суд.
Таким образом, она не имела возможности раньше обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений после смерти супруга, поскольку не знала о существовании такого закона, в пенсионном фонде ей об этом не сообщили, по этим же причинам столь длительный период времени и не обращалась в суд за восстановлением пропущенного срока, а кроме того указала, что она в 2011, 2012 годах перенесла ряд операций, является инвалидом 2 группы. Также указала, что она является наследником после смерти мужа, получила свидетельства о праве на наследство в связи с чем она полагает, что имеет право в том числе и на получение средств пенсионных накоплений по наследству.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики" от 25.02.2009 г., восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительная командировка, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Таким образом, поскольку указанный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение средств пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения таких средств, то применительно к названным нормам права, именно истцу необходимо представить доказательства того, что пропуск более чем на 7 лет установленного законом срока на обращение в Пенсионный фонд был вызван уважительными причинами, однако такие доказательства истцом не представлены.
Неосведомленность истца Кузнецовой Г.В. о наличии возможности обращения за получением средств пенсионных накоплений, сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока обращения за их получением. Исходя из смысла действующего законодательства незнание закона, а именно о праве на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, основанием к восстановлению срока на получение выплат не является. Вышеприведенные законы и нормативные акты опубликованы в установленном законом порядке и находятся в свободном доступе.
Представленные истцом медицинские документы (выписные эпикризы о том, что истец находилась на стационарном лечении в период с 11.02.2011 по 02.03.2011 и в период с 23.03.2012 по 09.04.2012), а также то обстоятельство что истец является инвалидом 2 группы, не могут по мнению суда являться уважительными причинами для восстановления пропущенного срока, поскольку в течение шести месяцев после смерти ФИО4 и далее, истец обращалась лично к нотариусу 02.11.2011 с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО4, 01.02.2012, 20.03.2012 с заявлениями о выдаче свидетельств о праве на наследство, 20.06.2017 с заявлением о возобновлении наследственного дела, что подтверждается материалами наследственного дела № к имуществу умершего 29.07.2011 ФИО4, начатого нотариусом Гусь-Хрустального нотариального округа Владимирской области ФИО6 02.11.2011.
Каких-либо доказательств, указывающих на причины, по которым истец в рассматриваемый период времени имела возможность с учетом ее состояния здоровья обращаться к нотариусу для оформления наследственных прав, но не имела такой возможности обратиться в Пенсионный фонд, кроме как ссылок на незнание закона, истцом суду не представлено.
Принятие истцом наследства, открывшегося после смерти ФИО4, само по себе не является основанием для выплаты средств пенсионных накоплений и не может служить самостоятельным основанием для восстановления пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28 июня 2018 г. N 1559-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Федоровой Л.М. на нарушение ее конституционных прав частями 7,8 ст. 7 Федерального закона «О накопительной пенсии» средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 7 Федерального закона "О накопительной пенсии"), при этом застрахованному лицу право на средства пенсионных накоплений, указанными Федеральными законами не предоставлено, и, следовательно, оно не может входить в состав наследства застрахованного лица, как ему не принадлежащее.
С учетом изложенного, не может являться основанием для восстановления пропущенного срока и довод истца о том, что истец не была Пенсионным фондом уведомлена о возможности получения средств пенсионных накоплений после смерти ФИО4, поскольку законодатель не связывает начало течения шестимесячного срока установленного для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений с датой информирования правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений застрахованного лица. Выплата средств пенсионных накоплений носит заявительный характер, а письменное извещение, с подтверждением об уведомлении, Правилами действовавшими в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено лишь для правопреемников по заявлению, к которым истец не относится.
Обязанности по установлению правопреемников пенсионный орган не имел, как и не имеет в соответствии с новыми Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 711, вступившими в действие с 1 января 2015 года.
Кроме того, согласно пояснений представителя ответчика истцу, как и остальным лицам, сотрудниками пенсионного фонда устно разъяснялось право на получение средств пенсионных накоплений, при ее обращении в Пенсионный фонд.
Таким образом, оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что истец обратилась в суд с настоящим иском по истечении 8 лет со дня смерти супруга, при этом не представила доказательств того, что срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений был пропущен ею по уважительным причинам, которые носили исключительный характер и были связаны с ее личностью, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 к ГУ УПФ РФ в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ФИО4, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой Галины Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Романова
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2019 года