57RS0022-01-2019-001283-12 Дело №2-1434/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при секретаре Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №24» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами 1 класса опасности,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление №10» (далее ООО «УК ЖЭУ №24») о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами 1 класса опасности.
В обоснование требований указал, что в рамках задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, в результате которой установлено, что ООО «УК ЖЭУ №24» нарушены требования законодательства об обращении с особо опасными отходами в части первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.
Согласно Уставу ООО «УК ЖЭУ №24», утвержденному 04.09.2015 основным видом деятельности ООО «УК ЖЭУ №24» является управление эксплуатацией жилого фонда. На основании договоров управления многоквартирными домами ООО «УК ЖЭУ №24» осуществляет обслуживание 30 многоквартирных домов на территории г. Орла.
Вместе с тем, управляющей организацией надлежащим образом не организованы первичный сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся отходами I класса опасности, образованных в указанных многоквартирных домах.
Согласно информации ответчика от 01.02.2019 места сбора отработанных ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых ООО «УК ЖЭУ №24» домах не определены и не согласованы со специализированной организацией, что противоречит п. 8(1) и 8(2) Правил обращения с отходами.
Кроме того, в результате проверки установлено, что лица, проживающие в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК ЖЭУ №24» надлежащим образом о необходимости определения мест первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп не проинформированы. Так информирование жильцов произведено 1 раз в мае 2016 г. путем размещения объявлений на обороте квитанции об оплате за коммунальные услуги, а также размещения соответствующей записи на сайте в январе 2017 г. Информирование путем размещения объявлений на досках информирования не осуществлялось, общее собрание не созывалось.
Помимо этого, договор об оказании услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов со специализированной организацией на 2019 г. не заключен.
Отсутствие у ООО «УК ЖЭУ №24» помещений для сбора ртутьсодержащих ламп и их временного хранения, инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп влечет за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, их санитарно-эпидемиологическому благополучию, животным, растениям и окружающей среде.
По указанным основаниям прокурор просит суд обязать ООО «УК ЖЭУ №24» организовать места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и оборудовать их в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать ООО «УК ЖЭУ №24» организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, имеющей лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области – Шелпаков П.С. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «УК ЖЭУ №24» Пахомова А.Ю. в судебном заседании иск не признала, аргументируя свою правовую позицию доводами письменных возражений. Дополнительно пояснила, что в помещении ООО «УК ЖЭУ №24» для целей сбора ртутьсодержащих ламп в настоящее время установлена коробка, о чем оповещены жители обслуживаемых домов. Вместе с тем, ни 1 из жителей до настоящего времени не обратился по вопросу сдачи и утилизации ртутьсодержащих ламп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Орловской области) в судебное заседание не явились. Представитель Управления Роспотребнадзора по Орловской области представил письменный отзыв, в котором указал, что в полном объеме поддерживает исковые требования Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры о понуждении ООО «УК ЖЭУ №24» к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и организации обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Деятельность по эксплуатации многоквартирных домов регулируется разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регламентируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила).
П. 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан и соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
В соответствии с пп. д(1) п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Соответствующие правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681 (далее - Правила обращения с отходами).
В силу п. 2 Правил обращения с отходами к потребителям ртутьсодержащих ламп отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.
П. 3 Правил обращения с отходами определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп (п. 4 Правил обращения с отходами).
В силу п. 5 Правил обращения с отходами накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
В соответствии с п. 8(1) Правил обращения с отходами у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
П. 8(2) Правил обращения с отходами установлено, что место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляет специализированная организация (п. 9 Правил обращения с отходами).
Согласно п. 14 Правил обращения с отходами хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
При этом работы с ртутьсодержащими лампами должны соответствовать также общим санитарным нормам и ГОСТам, регулирующим правила работы с ртутью и особо опасными отходами.
Так, согласно п. 6.4 ГОСТ 12.3.031-83. «Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности», введенного Постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 №4833, хранение, транспортировка ртути и загрязненных ею отходов (твердых и жидких) должно осуществляться в герметичных емкостях, устойчивых к механическим, химическим, термическим и прочим воздействиям.
В соответствии с п. 3.5 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Таким образом, с учетом положений действующего федерального законодательства обязанность по организации места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их оборудованию в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83 возлагается на управляющие организации.
Материалами дела установлено, что в рамках поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, в результате которой установлено, что ООО «УК ЖЭУ №24» нарушаются требования законодательства об обращении с особо опасными отходами в части организации первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.
Как следует из Устава ООО «УК ЖЭУ №24», утвержденного 04.09.2015 общим собранием участников, к основным видам деятельности ответчика относятся выполнение функций управляющей компании по эксплуатации жилого фонда.
Согласно сообщению ООО «УК ЖЭУ №24» ответчик на основании договоров управления многоквартирными домами осуществляет управление 30 многоквартирными домами на территории г. Орла.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчиком, как управляющей организацией, в нарушение пп. д (1) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, не организован надлежащим образом первичный сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся отходами I класса опасности, в обслуживаемых многоквартирных домах.
Факт отсутствия организации со стороны ответчика первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
Возражая против иска, представитель ООО «УК ЖЭУ №24» фактически ссылался на то, что данная обязанность не возлагается на управляющие организации.
Вместе с тем, данный довод отклоняется судом по вышеприведенным обстоятельствам как не основанный на положениях закона.
В свою очередь указание стороны ответчика на то, что обязанность по определению места сбора ртутьсодержащих ламп отнесено к компетенции общего собрания судом во внимание не принимается, поскольку указанный факт не снимает с ответчика обязанности по соблюдению природоохранного законодательства в части, указанной в исковом заявлении.
Ссылка представителя ответчика на то, что в помещении ООО «УК ЖЭУ №24» организовано место сбора ртутьсодержащих ламп – установлена коробка, судом не принимается во внимание, поскольку указанный способ сбора ртутьсодержащих ламп явно не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83.
Представленные уведомления, адресованные собственникам жилых помещений, о необоснованности иска также не свидетельствуют, поскольку данные меры носят разовый и формальный характер.
Проведенной проверкой также установлено, что ООО «УК ЖЭУ №24» в нарушение Правил обращения с отходами передача отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации не организована.
В свою очередь ссылка представителя ответчика на направление писем в соответствующие организации по вопросу заключения договора на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп также не может служить основанием к отказу прокурору в иске, поскольку о выполнении требований закона не свидетельствует.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая данный спор, суд учитывает, что доказательств, опровергающих указанные прокурором обстоятельства, на которых основаны заявленные требования, не представлено.
Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о том, что отсутствие у ответчика оборудованных в соответствии с требованиями законодательства мест для первичного сбора ртутьсодержащих ламп и их временного хранения, а также уклонение от обязанности организовать передачу ртутьсодержащих ламп специализированным организациям влечет за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, их санитарно-эпидемиологическому благополучию, животным, растениям и окружающей среде, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
В связи с изложенным суд полагает необходимым обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения по настоящему спору в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «УК ЖЭУ №24» в доход муниципального образования «Город Орел» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №24» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами 1 класса опасности удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №24» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу:
- организовать места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и оборудовать их в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83;
- организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, имеющей лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №24» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.05.2019.
Судья: В.В. Каверин