Дело № 2-253/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года город Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,
при секретаре Басаевой А.В.,
с участием административных истцов Абушиновой С.В., Мирошниченко В.Н., Столяровой Р.М.,
представителей административных ответчиков: Главы РК Семеновой З.Н., Народного Хурала (Парламента) РК Доржиева Э.Н., Правительства РК и Министерства социального развития, труда и занятости РК Хулхачиевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Абушиновой Светланы Владимировны, Мирошниченко Владимира Николаевича, Столяровой Раисы Максимовны к Главе Республики Калмыкия, Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия, Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять нормативный правовой акт,
у с т а н о в и л:
Абушинова С.В., Мирошниченко В.Н., Столярова Р.М. обратились в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что они являются пенсионерами и получателями пенсии за выслугу, назначенной как лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года №335-111-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее Закон № 335-III-3). Апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года по делу № 42-АПГ 16-6 Закон № 335-III-3 был признан недействующим с момента его принятия. Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия 18 ноября 2016 года Закон № 335-III-3 был признан утратившим силу. Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с 27 июля 2016 года прекратила им выплаты пенсии за выслугу лет без уведомления о прекращения выплаты пенсии за выслугу с указанием причин. Органы государственной власти в лице вышеназванных административных ответчиков до настоящего времени взамен Закона № 335-III- 3, утратившего силу, не приняли закон, позволяющий осуществлять выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, с момента отмены - 27 июля 2016г., и не установили компенсационные механизмы на период прекращения доплаты к пенсии, позволяющие устранить негативные последствия вызванные ее отменой, что является грубым нарушением их конституционных прав и свобод. Считают, что отсутствие нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, ставит их в неравное положение с лицами, замещавшим аналогичные должности в иных субъектах РФ. Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» прямо предусмотрено право государственных гражданских служащих субъектов РФ на получение пенсии за выслугу лет при наличии стажа, установленного федеральным законом. Наличие права лиц, замещавшим государственные должности субъекта РФ, на получение пенсии за выслугу лет подтверждается установлением Федеральным законом от 30.12.2015 года № 446 -ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1. и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» требований к нормативному правовому акту субъекта РФ, предусматривающему предоставление лицам, замещавшим государственные должности, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий. Следовательно, установление предусмотренных федеральными законами гарантий пенсионного обеспечения лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, является обязанностью субъекта РФ, которая ответчиками не исполняется.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация как правовое и социальное государство не обладает неограниченной свободой усмотрения и не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий.
Законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, однако обязан предусмотреть при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться.
Из содержания апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. №42-АПГ16-6 следует, что оспариваемый нормативный правовой акт не устранен из системы действующего правового регулирования, а лишь признается недействующим в той мере, в какой он позволяет устанавливать ежемесячные доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и указывает на то, что право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, должны быть сохранены.
В выводах апелляционного определения изложена позиция, согласно которой дефицит бюджета не может быть преодолен путем признания недействующими полностью оспариваемого нормативного правового акта, которым определены условия, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, являющиеся гарантией, установленной федеральным законодательством.
Просят признать незаконным бездействие Главы Республики Калмыкия, Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, Правительства Республики Калмыкия, Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, выраженное в непринятии закона Республики Калмыкия, устанавливающего им пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года пожизненно, а также закона, предусматривающего механизм компенсации утраченных предусмотренных федеральным законодательством социальных гарантий; обязать Главу Республики Калмыкия, Народный Хурал(Парламент) Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия, Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия:
- определить механизм компенсации утраченных ими социальных гарантий пенсионного обеспечения с момента прекращения выплаты им пенсии за выслугу лет до момента принятия нормативного правового акта, устанавливающего условия установления им пенсии за выслугу лет;
- принять нормативный правовой акт Республики Калмыкия, устанавливающий условия назначения и выплаты им пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством.
В судебном заседании административные истцы Абушинова С.В., Мирошниченко В.Н., Столярова Р.М. поддержали требования, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Главы Республики Калмыкия Семенова З.Н. исковые требования не признала, указав, что установление дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан является правом субъекта РФ, как и право законодательной инициативы Главы РК, требования истцов противоречат конституционному принципу разделения властей.
Представитель Народного Хурала (Парламент) РК Доржиев Э.Н. административные исковые требования не признал, сославшись на то, что требования истцов основаны на неправильном толковании нормами федерального закона, до принятия федерального закона о пенсионном обеспечении государственных служащих указанное обеспечение является правом субъекта РФ. Кроме того, Народный Хурал (Парламент) РК, как орган законодательной власти лишь вправе принять закон, внесенный на его рассмотрение.
Представитель Правительства РК, Министерства социального развития, труда и занятости РК Хулхачиева В.С. также просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, административные истцы Абушинова С.В., Мирошниченко В.Н., Столярова Р.М. являлись получателями пенсии за выслугу лет по Закону Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».
Решением Верховного суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. административное исковое заявление прокурора Республики Калмыкия удовлетворено. Признан недействующим Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2016 г. решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия – без удовлетворения.
Во исполнение данного апелляционного определения 18 ноября 2016 года Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан утратившим силу.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В развитие статьи 46 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Положениями ч.1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Оспаривая бездействие административных ответчиков, истцы указали, что нарушены их права, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», Федеральным законом от 30.12.2015г. № 446-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 23.05.2016 года № 14Э-ФЗ № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».
Действительно, пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" №79-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Однако, такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Аналогичные правовые предписания содержатся в части 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которой условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Федеральный закон "О страховых пенсиях" правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, также относит к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, из взаимосвязанного толкования указанных правовых норм следует, что до принятия федерального закона о пенсионном обеспечении государственных служащих предоставление указанной гарантии является правом субъекта Российской Федерации, а поэтому действия (бездействие) административных ответчиков не противоречат требованиям федерального законодательства.
Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» также не содержит обязанность органов государственной власти субъектов РФ по установлению социальных гарантий отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 10 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления лишь рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
Несостоятельна и ссылка истцов на Федеральный закон от 31.07.1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который признан утратившим силу с 01.02.2015г.
Также истцами неверно толкуются положения Федерального закона от 30.12.2015г. № 446-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 23.05.2016 года № 14Э-ФЗ № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».
Ссылка истцов на судебные акты других субъектов РФ не свидетельствует о незаконности действия (бездействия) административных ответчиков.
При таких обстоятельствах требования административных истцов о признании незаконным бездействия Главы РК, Народного Хурала (Парламента) РК, Правительства РК, Минсоцразвития РК по непринятию закона, предусматривающего пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы РК, определении механизма утраченных социальных гарантий пенсионного обеспечения, принятии нормативного правового акта, предусматривающего условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет указанным лицам, признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заявители не лишены права обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованиями о выплате пенсии, взыскании задолженности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Абушиновой Светланы Владимировны, Мирошниченко Владимира Николаевича, Столяровой Раисы Максимовны к Главе Республики Калмыкия, Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия, Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия по непринятию закона, предусматривающего пенсионное обеспечение, определении механизма утраченных социальных гарантий пенсионного обеспечения, принятии нормативного правового акта, предусматривающего условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Карвенова