Дело №а-682/2020
УИД 18RS0№-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2020 года <адрес>
Устиновский районный суд <адрес> Республики в составе председательствующего судьи Балашовой С.В., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Хуснуллину Р.Р. о прекращении действия права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о прекращении права Хуснуллина Р.Р. (далее – ответчик) на управление транспортными средствам в связи с наличием у ответчика заболевания, препятствующего ему управлять транспортным средством.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из условий получения права на управление транспортными средствами является отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Как следует из ч. 1 и ч. 2 ст.23 Федерального законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно ст. 24 Федерального законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно названному перечню водители авто- и мототранспортных средств, медицинским противопоказанием для водителей мототранспорта и автомобилей является, в том числе алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Из материалов дела следует, что Хуснуллин Р.Р. имеет право управления транспортным средством категории «В, В1» на основании водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного МРЭО ГИБДД МВД УР.
Согласно справке БУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗ УР от ДД.ММ.ГГГГ №, Хуснуллин Р.Р. состоит на диспансерном учете с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом «<данные изъяты>)».
При указанных обстоятельствах, суд считает, что совокупность представленных в деле доказательств подтверждает факт наличия у Хуснуллина Р.Р. заболевания, отнесенного законом к категории заболеваний, препятствующих ему управлять транспортными средствами до наступления стойкой ремиссии.
В соответствии с п. 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология», являющегося Приложением № к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, профилактика наркологических расстройств включает комплекс мероприятий, в числе которых проведение диспансерного наблюдения за лицами с наркологическими расстройствами. В соответствии с пунктом 12 Приложения № к вышеуказанному Приказу Минздрава России N 1034н решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет.
Ответчиком доказательства отсутствия заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами и/или незаконности постановки на диспансерный учет в связи с указанным заболеванием в связи со стойкой ремиссией суду не представлены.
При указанных обстоятельствах, у суда есть все основания считать, что у ответчика имеется заболевание, отнесенное к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами.
Поскольку при наличии имеющегося заболевания управление Хуснуллиным Р.Р. транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, действие права ответчика на управление транспортными средствами подлежит прекращению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При подаче искового заявления прокурор был освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ.
Учитывая характер удовлетворенных исковых требований, в соответствии со ст.333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход Муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования <адрес> Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Хуснуллину Р.Р. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить право Хуснуллина Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами, удостоверенное водительским удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного МРЭО ГИБДД МВД УР.
Взыскать с Хуснуллина Рафаила Рашатовича в доход муниципального образования <адрес> госпошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд <адрес> Республики.
Судья С.В.Балашова