Дело № 2а - 2864/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 16 ноября 2017 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Коноваловой Ж.А.,
при секретаре Пахомовой А.В.,
с участием представителя административного
истца МИ ФНС № 10 по Волгоградской области – ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС № 10 по Волгоградской области к административному ответчику Сидоровой <данные изъяты> о восстановлении срока, взыскании недоимки по страховым взносам, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец МИ ФНС № 10 по Волгоградской области обратился в суд с указанным выше административным иском к административному ответчику Сидоровой <данные изъяты> о восстановлении срока, взыскании недоимки по страховым взносам, пени.
В обоснование требований указал, что в соответствии с выставленным требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № общая задолженность ответчика составляет <данные изъяты>, недоимка ответчика по страховым взносам составляет <данные изъяты> Кроме того, за несвоевременную уплату страховых взносов, ответчику начислены пени в размере <данные изъяты>01 коп.
До настоящего момента сложившаяся задолженность не погашена.
Сведения расчета суммы задолженности по обязательным платежам бюджет были сформированы Государственным Учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ и переданы в Межрайонную Инспекцию Федеральной Налоговой Службы России № 10 по Волгоградской области (далее - Инспекция) ДД.ММ.ГГГГ.
Просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд, взыскать в бюджет с Сидоровой <данные изъяты> недоимку по страховым взносам в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере <данные изъяты>
Представитель МИ ФНС № 10 по Волгоградской области – ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить, подтвердив изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства.
Административный ответчик Сидорова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона « О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 администратором страховых взносов являются налоговые органы.
Согласно п.3.4 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные законом страховые взносы.
Статьей 419 НК РФ установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 18 Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ и статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Согласно частям 3, 5 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Из анализа положений статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.
В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении срока на подачу административного иска суд находит причины пропуска уважительными.
Так судом установлено, что сведения расчета суммы задолженности по обязательным платежам бюджет были сформированы Государственным Учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Волгограда 18.04.2017 года и переданы в Межрайонную Инспекцию Федеральной Налоговой Службы России № 10 по Волгоградской области 21.04.2017 года.
На основании ст. 48 НК РФ истец имеет право обратиться в суд в сроки, установленные законом, с заявлением о выдаче судебного приказа (далее - заявление).
Из пояснений представителя административного истца следует, что заявления на вынесение судебного приказа формируется в автоматизированном режиме через программный комплекс АИС Налог 3. На момент поступления сведений в Инспекцию информационная база не была должным образом сформированы, в связи с чем, задолженность у ответчика отсутствовала. В связи с чем, при автоматизированном формировании заявления на вынесение судебного приказа в суд срок подачи этого заявления был пропущен.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В судебном заседании также установлено, что ИП Сидорова Е.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, и являлась плательщиком страховых взносов.
ДД.ММ.ГГГГ ИП Сидорова Е.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией выписки из ЕГРИП.
В нарушение ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ административным ответчиком уплата страховых взносов в течение 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности должником не производилась.
В судебном заседании установлено, что у Сидоровой Е.В. имеется задолженность по страховым взносам на общую сумму <данные изъяты>.
Согласно статье 25 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что Сидорова Е.В., будучи индивидуальным предпринимателем, обязана была уплачивать страховые взносы, однако указанную обязанность не исполнила, в связи с чем у нее образовалась недоимка по страховым взносам в общей сумме <данные изъяты>, принимая во внимание, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени, суд находит заявленные МИ ФНС №10 по Волгоградской области требования о взыскании с административного ответчика пеней на недоимку по страховым взносам законными, обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город – герой Волгоград в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить МИ ФНС № 10 по Волгоградской области пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Сидоровой <данные изъяты> о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.
Административное исковое заявление МИ ФНС № 10 по Волгоградской области к административному ответчику Сидоровой <данные изъяты> о взыскании недоимки по страховым взносам, пени - удовлетворить.
Взыскать в бюджет с Сидоровой <данные изъяты> недоимку по страховым взносам в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Сидоровой <данные изъяты> государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город – герой Волгоград в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца через Советский районный суд <адрес>.
Судья подпись Ж.А. Коновалова