Строка 3.189
Дело № 2а-1045/2019
УИД 32RS0001-01-2019-000489-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе председательствующего судьи Максимовой Е.А., рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Третельницкой Светлане Мстиславовне о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором взыскать с Третельницкой С.М. в свою пользу пени по налогу на доходы физических лиц на общую сумму в размере 5472 руб. 82 коп., указывая, что Третельницкой С.М. направлялись требования о погашении имеющейся за ней задолженности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые до настоящего времени не исполнены.
Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с указанным административным иском, при этом в качестве причины пропуска срока обращения в суд истец указывает на передачу функций по начислению и взысканию страховых взносов в структурные подразделения налоговой службы.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по имеющимся материалам дела без вызова сторон.
Административный истец и административный ответчик надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в соответствии с положениями главы 33 КАС РФ.
Материалы административного иска и определение суда о назначении административного дела к слушанию направлялись административному ответчику Третельницкой С.М. по месту регистрации с разъяснением положений статьи 292 КАС РФ, в том числе, о возможности и порядке представления административным ответчиком возражений относительно рассмотрения дела в упрощенном порядке.
Почтовое отправление, направленное ответчику, возвращено в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении, в связи с чем, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», считается доставленным.
Возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного судопроизводства в установленный ст. 292 КАС РФ срок не поступило.
Изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ч.ч. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, за период 2017-2018 Третельницкой С.М. начислена пеня по налогу на доходы физических лиц на общую сумму в размере 5 472 руб. 82 коп., в адрес административного ответчика были направлены требования о погашении имеющейся задолженности № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения до ДД.ММ.ГГГГ, которые до настоящего времени не исполнены, в связи с чем ИФНС обратилась в суд с настоящим иском.
Между тем, установленные сроки обращения в суд по вышеназванным требованиям, направленным Третельницкой С.М., с учетом положений ч. 2 ст. 48 НК РФ, истекли: по требованию № - ДД.ММ.ГГГГ; по требованию № – ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекции было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Третельницкой С.М. налоговой задолженности, в связи с пропуском налоговым органом шестимесячного срока обращения.
Поскольку определение об отмене судебного приказа в настоящем случае не выносилось, то срок обращения с заявленными требованиями в суд следует исчислять со дня истечения срока исполнения направленных ответчику вышеуказанных требований.
С настоящим административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока подачи заявления, и ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока.
Разрешая ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с иском в суд, суд находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование уважительности причин пропущенного процессуального срока, истец ссылается на передачу функций по начислению и взысканию страховых взносов в структурные подразделения налоговой службы.
Между тем, под уважительным причинам пропуска процессуального срока понимаются обстоятельства объективного характера, не позволившие лицу совершить в установленный срок определенные действия при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Вместе с тем, ИФНС России по г. Брянску не привело никаких доводов и не представило никаких доказательств того, каким образом передача функций по начислению и взысканию страховых взносов в структурные подразделения налоговой службы повлияли на своевременное обращение в суд с настоящими требованиями.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
В соответствии с ч. 8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие уважительных причин для восстановления пропущенного срока, суд не усматривает правовых оснований для его восстановления и отказывает в соответствующем ходатайстве административного истца и в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 178-180,291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Третельницкой Светлане Мстиславовне о взыскании задолженности по налоговым платежам - отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Е. А. Максимова