Решение по делу № 33-8167/2019 от 17.07.2019

Судья Постоялко С.А.                    Дело

Докладчик Дмитриева Л.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего: Зиновьевой Е.Ю.,

судей: Дмитриевой Л.А., Вегелиной Е.П.,

при секретаре: Гартиг О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 13 августа 2019 г. гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено исковые требования Казанцева Н. С. удовлетворить.

Возложить на мэрию <адрес> обязанность предоставить Казанцеву Н. С. по договору найма специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м, за счет средств областного бюджета <адрес>.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дмитриевой Л.А., объяснения представителя Казанцевой Н.С.Ященко Ж.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Казанцев Н.С. обратился в суд с иском к мэрии <адрес>, правительству <адрес>, министерству труда и социального развития <адрес>, министерству финансов и налоговой политики <адрес> об обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование указано, что Казанцев Н.С. обладает статусом лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В настоящий момент истец жильем так и не обеспечен.

Истец просил обязать мэрию <адрес> предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда специализированного использования по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления площади помещения не менее 30 квадратных метров, возложить на правительство <адрес>, министерство труда и социального развития <адрес> обязанность по финансовому обеспечению предоставления жилого помещения.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна мэрия <адрес>, в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.

Указывает, что дополнительные гарантии по предоставлению жилья сиротам относятся к расходным обязательствам субъекта РФ, при этом в настоящее время потребность в средствах для указанных целей в разы превышает выделенные лимиты бюджетных ассигнований, недостаточность финансирования из областного бюджета препятствуют исполнению решения суда.

Полагает, что возложение решением суда обязанности на мэрию <адрес> по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда в отсутствие достаточного для исполнения государственных полномочий финансирования будет являться нарушением бюджетного законодательства.

Кроме того, указывает, что предоставление истцу жилого помещения ранее впереди стоящих перед ним такой же категории граждан повлечет безусловное нарушение прав последних.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, регулируются <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 1 статьи 1 указанного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семь нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что мать Казанцева Н.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., - Казанцева Е.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Согласно справке МСЭ-2017 Казанцев Н.С. является ребёнком - инвалидом (л.д. 7).

Из представленной суд справки от ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Славгородская общеобразовательная школа-интернат», находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ), окончил 9 классов (л.д. 60). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев Н.С. исключен из состава детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> Казанцев Н.С. признан лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (л.д. 64).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> края Казанцеву Н.С. в качестве попечителя назначена Мальцева Т.А. (л.д. 65).

Из представленного ответа начальника претензионно-искового отдела Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства <адрес> /П/10409 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании приказа Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев Н.С. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66).

Приказом начальника отдела учета и предоставления жилых помещений Краевого государственного казенного учреждение «Региональное жилищное управление»/Пр/200 от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев Н.С. исключен из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в связи с выездом на постоянное место жительства в другой субъект РФ (л.д. 68,69).

Согласно представленному паспорту Казанцев Н.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, Тупик Войкова, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17).

Приказом администрации <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев Н.С. поставлен на учет в отделе опеки и попечительства администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59).

Приказом главы администрации <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев Н.С. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 8). В его адрес направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что учетный номер в списке 250 (л.д. 9).

Из ответа главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что учетный номер истца в списке лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по городу Новосибирску (среди лиц, достигших совершеннолетия) - 1142 (л.д. 10).

Из представленного суду Списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями следует, что номер очереди истца в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилым помещением в <адрес> - 1171 (л.д. 57-58).

Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с момента включения Казанцева Н.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии <адрес> возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения за счет средств областного бюджета <адрес>.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Лицом, подавшим апелляционную жалобу, право истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по указанным выше основаниям не оспаривается.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возложена на ответчика за счет средств бюджета <адрес>. При этом сама по себе недостаточность субвенций из бюджета <адрес> не может являться основанием для отказа в возложении на мэрию <адрес> обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.

Ссылка лица, подавшего апелляционную жалобу, на то, что предоставление истцу жилого помещения ранее впереди стоящих перед ним такой же категории граждан повлечет безусловное нарушение прав последних, является несостоятельной, поскольку предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма гражданам указанной категории осуществляется без учета принципа очередности.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8167/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Казанцев Никита Сергеевич
Ответчики
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
мэрия г.Новосибирска
Правительство Новосибирской области
Другие
администрация Дзержинского района г.Новосибирска
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
13.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2019Передано в экспедицию
24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее