Решение от 11.09.2019 по делу № 2-3206/2019 от 29.05.2019

Дело № 2-3206/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калининград                             11 сентября 2019 г.

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Зониной И.Н.,

при секретаре Зайцевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слободянюк В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное о перерасчете пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Слободянюк В.А. обратился в суд с указанным выше иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 11 августа 2018 г. является получателем трудовой пенсии по старости. Весь трудовой стаж был приобретен в Российской Федерации. В июле 1977 г. в составе группы студентов Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства был направлен на производственную практику с Эстонскую ССР на Балтийский СРЗ Эстонского судоремонтного объединения «Эстремрыбфлот» в г. Таллинн, где в течение 22-х дней проходил практику в должности судового трубопроводчика. По окончании производственной практики ему выдали справку для предоставления в пенсионный фонд для подтверждения трудового стажа при оформлении пенсии. При расчёте пенсии, ее размер рассчитали исходя из 35 лет 11 месяцев страхового стажа с учетом 22-х дней студенческой практики в ЭССР. Суммирование стажа в Российской Федерации с периодом практики в ЭССР повлекло снижение размера пенсии. После обращения в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, ему было отказано по основаниям п.4 ст.5 и п.2 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее - Договор) Однако полагает, что пенсионный орган неправомерно суммировал 22 дня стажа в ЭССР со стажем, заработанным в Российской Федерации, так как у него и так возникло право на назначение пенсии при наличии стажа, заработанного в Российской Федерации, ответчик при назначении пенсии должен был руководствоваться п.2 ст.5 вышеуказанного договора. Вместе с тем пенсионный орган при определении страхового стажа просуммировал стаж в Российской Федерации с 22-мя днями студенческой практики в ЭССР, а при исчислении размера пенсии применил п.2 ст.6 Договора для конвертации пенсионных прав. Такой расчет привел к понижению ПК и уменьшению размера пенсии на 950 рублей. Полагает, что применение п.2 ст.6 Договора возможно лишь при использовании суммирования стажа, когда реализуются вопросы назначения пенсии при недостаточности стажа, дающего право на назначение пенсии или когда у гражданина, кроме достаточного стажа в Российской Федерации, имеется достаточный стаж в другой стране (в Эстонии) для обращения за пенсией по законодательству этой другой страны. Статья 5 Договора регламентирует вопросы возникновения права на пенсию в той или иной стране или в обеих странах. Статья 6 Договора регламентирует принципы, используемые при расчете пенсии или влияющие на него. Поскольку согласно п.4 ст.5 Договора 22 дня практики в ЭССР не могут учитываться российской стороной и не имеют права учитываться для назначения пенсии Эстонией по ее законодательству, то и нельзя применять п.2 ст.6 Договора, учитывая этот период при конвертации пенсионных прав. В его случае происходит отмена мер социального обеспечения гражданина, снижается уровень пенсионного обеспечения, умаляются права в сфере пенсионного обеспечения и толкование пункта Договора, которое использует ответчик, приводит к нарушению пенсионных прав, на которые он вправе рассчитывать при пенсионном обеспечении, основываясь на законодательство своего государства, что прямо предусмотрено Договором. Пенсионный орган должен учитывать стаж менее 1 года лишь в одном случае – когда у претендента на пенсию в Российской Федерации недостаточно стажа для назначения пенсии, а с учетом стажа (менее года) в Эстонии у него появляется право на пенсию и руководствоваться исключительно положениями внутреннего законодательства Российской Федерации. Договор полностью основан на пропорциональном принципе и распространяется для граждан Российской Федерации на трудовые пенсии по старости и при этом не предусматривает суммирования при определении права на пенсию, если стаж в другой стране менее года и не дает права на пенсию по национальному законодательству. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии без учета 22-х дней студенческой производственной практики в ЭССР согласно п.1 ст.6 Договора в соответствии с пенсионным стажем, приобретенным на территории Российской Федерации. Также считает неправомерным отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии в связи с предоставлением его работодателем сведений персонифицированного учета за периоды работы до назначения страховой пенсии с 1 июля по 10 августа 2018 г. согласно п.7 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 17 октября 2018 г. в пенсионный орган от его работодателя-страховщика ЗАО ТрансБалтСервис поступили сведения персонифицированные сведения о застрахованных лицах за 9 месяцев 2018 г., в связи с чем пенсионный орган должен до 18 ноября 2018 г. внести эти сведения на его лицевой счет, что должно повлечь за собой увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, а следовательно и размера пенсии. Причем такой перерасчет должен быть произведен без заявления пенсионера. Однако ответчик указывает на то, что после поступления таких сведений с 1 августа каждого года без заявления пенсионера осуществляется перерасчет страховой пенсии исходя их страховых взносов, начисленных работодателями, которые не были учтены при назначении пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой, предыдущим расчетом; максимальное значение ИПК при перерасчете – 3балла; перерасчет по страховым взносам за работы в 3 и 4кварталах 2018 г. будет произведен с 1 августа 2019 г. Однако такое трактованные закона является неверным, так как пенсионный орган должен проводить перерасчет за 3 и 4 квартал, но уже за его работу, как работающего пенсионера за период с 11 августа по 31 декабря 2018 г., а он просил произвести перерасчет за период, который является периодом до назначения ему страховой пенсии и страхователь представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета за этот период. Все необходимые сведения уже имелись у ответчика, но перерасчет не был произведен. Полагает, что его права на получение размера пенсии по дату наступления права на пенсию нарушены. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» условиями возникновения права на пенсию по старости в 2018 г. являются: достижение возраста 60 лет и наличие страхового стажа не менее 9 лет и не менее 13,8 пенсионных баллов. В его случае право наступило с 11 августа 2018 г., а не с 30 июня 2018 г., как можно предположить исходя из последней даты, по которую пенсионный орган учел страховые взносы при расчете пенсии и должен рассчитать ему размер пенсии по дату, с которой у него возникло право на назначение страховой пенсии и уже после этой даты с 1 августа каждого года без заявления производить перерасчет размера пенсии. В связи с чем просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом страховых взносов за период работы с 1 июля по 10 августа 2018 г. согласно п.7 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18 ноября 2018 г.

В судебном заседании истец Слободянюк В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) – Дисковская Т.В., действующая на основании доверенности от 27 декабря 2018 г., в судебном заседании исковые требования Слободянюка В.А. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований Слободянюка ВА. отказать.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

Со дня вступления в силу вышеуказанного закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года. Данный договор носит пропорциональный (территориальный) характер назначения и выплаты пенсий – каждая сторона вне зависимости от места назначения пенсии осуществляет выплату только за те периоды стажа, которые приобретены на ее территории. Выплата одновременно двумя сторонами Договора пенсии за один и тот же период не допускается.

Согласно п. 1 ст. 5 Договора к пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, относится стаж, приобретенный собственно на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР. К стажу, приобретенному на территории Эстонской Республики, относится стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики и ЭССР.

Размер трудовой пенсии пенсионеров устанавливается индивидуально и зависит от продолжительности трудового стажа и величины среднемесячной заработной платы до 1 января 2002 г., возраста, группы инвалидности (для инвалидов), наличия иждивенцев, суммы страховых взносов, обязательных для уплаты работодателем с 1 января 2002 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 г. путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одной из составляющих данной формулы является расчетный размер трудовой пенсии, который определяется по п. 3 ст. 30 данного Закона либо по п. 4 ст. 30 этого же Закона.

Слободянюк В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, назначенной с 11 августа 2018 г. в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ

«О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) и ст.5, п.1 ст.6 Договора.

В соответствии со ст.3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимися их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии с о ст.2 названного Договора.

Согласно п.2 ст.5 Договора, если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

В силу п.1 ст.6 Договора, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию (п. 4 ст. 5 Договора).

Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.

Соответственно, несмотря на наличие права на страховую пенсию по старости без учета стажа, приобретенного на территории бывшей ЭССР, указанный стаж, в том числе продолжительностью менее одного года, учитывается при конвертации пенсионных прав, если продолжительность стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, менее 25 лет для мужчин, а размер страховой пенсии, включая фиксированную выплату к ней исчисляется пропорционально стажу, приобретенному только на территории Российской Федерации.

Оценивая доводы истца о неправомерном суммировании периодов работы в Российской Федерации и прохождения практики в ЭССР, суд указывает, что период с 8 июля 1977 г. по 29 июля 1977 г. был подтвержден компетентным органом ЭССР и учтен для конвертации пенсионных прав Слободянюка В.А. в соответствии с нормами Договора.

Из представленного в материалы расчета периодов общего трудового стажа из пенсионного дела следует, что стаж Слободянюка В.А., приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет 19 лет 3 месяца 4 дня, то есть менее 20 лет.

В связи с чем, в данном случае подлежит применению п. 2 ст. 6 Договора, согласно которому в пенсионный стаж истца, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики с 8 июля 1977 г. по 29 июля 1977 г. – 22 дня. Тогда общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. Слободянюка В.А. с учетом суммирования стажа на территории Российской Федерации и Эстонии составит 19 лет 3 месяца 26 дней. Нарушений расчета пенсионным органом в данном случае не допущено.

Довод истца о том, что в страховой стаж может быть включен стаж на территории Эстонской ССР только в случае, если без этого стажа право на пенсию отсутствует, противоречит вышеприведенным положениям международного договора и не влечет удовлетворение его требований.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Как предусмотрено ст. 3, ч. 3 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" при перерасчете размера страховой пенсии по старости, учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент, который формируется с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам. Налоговым органам предоставлено право проверки документов, связанных с уплатой страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.18 Закона №400-ФЗ, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии.

В дальнейшем с 1 августа каждого года без заявления осуществляется перерасчет размера страховой пенсии исходя из страховых взносов, начисленных работодателями, которые не были учтены при назначении пенсии, переводе с одного вида страховой пенсии на другой, предыдущем перерасчете ( п.3 ч.2 ст.18 Закона №400-ФЗ) Максимальное значение ИПК при перерасчете - балла..

До 2010 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета о страховых взносах предоставлялись страхователем один раз в год, в 2010 году – 2 раза в год по полугодиям. Начиная с 2011 года, сведения индивидуального (персонифицированного) учета о страховых взносах предоставляются работодателем 4 раза в год, то есть ежеквартально.

Таким образом, учтенными в системе индивидуального (персонифицированного) учета страховые взносы становятся только после внесения сведений о них на лицевые счета застрахованных лиц, и учитываются в размере пенсии при ее назначении включительно по квартал, предшествующий кварталу возникновения права.

В связи с чем суд считает правильным указание ответчика, что перерасчет по страховым взносам за работу в 3 и 4 кварталах 2018 года Слободянюку В.А. будет произведен с 1 августа 2019 г.

Требования произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с 18 ноября 2018 г. с учетом предоставления страхователем сведений персонифицированного учета за период до назначения страховой пенсии с 1 июля по 10 августа 2018 г. не подлежит удовлетворению, поскольку для перерасчета и корректировки размеров трудовых пенсий ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктами 3, 5 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен иной порядок.

На основании изложенного суд считает, что расчет и выплата пенсии истцу производится пенсионным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанное обстоятельство подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, в том числе произведенным ответчиком расчетом пенсии.

Расчет пенсии, представленный истцом не основан на нормах действующего законодательства и не может быть принят судом во внимание.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, не нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2019 ░.

░░░░░     ░.░. ░░░░░░

2-3206/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Слободянюк Виталий Андреевич
Ответчики
ГУ УПФРФ в г.Калининграде Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Зонина И.Н.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Дело оформлено
03.03.2020Дело передано в архив
11.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее