<данные изъяты>
№ 2а-462/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 30 сентября 2019 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Корякина И.А.,
при секретаре – Смольниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-462/2019 по административному иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к Кожевникову Вячеславу Александровичу, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» о признании недействительным водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Кожевникову В.А., МО МВД России «Ялуторовский» о признании недействительным водительского удостоверения.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что Кожевникову В.А. 06.09.2013г. выдано водительское удостоверение №7214322503 с разрешающей категорией «В».
Между тем, в соответствии с информацией ГБУЗ ТО «Областная больница №23» (г. Ялуторовск) Кожевников В.А. с 2010 года состоит на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>», в связи с чем, у него имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
В соответствии с нормами ст.ст. 23, 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» кандидаты в водители в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование с целью определения медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности и могут быть допущены к управлению транспортными средствами в случае отсутствия ограничений.
В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, <данные изъяты>, код заболевания № относится к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Статьей 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривается выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, Кожевников В.А., страдающий заболеванием «<данные изъяты>», в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В связи с чем, Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, просит признать недействительным водительское удостоверение №7214322503 с разрешающей категорией «В», выданное Кожевникову В.А. 06.09.2013г. Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Ялуторовский». Решение суда направить в МО МВД России «Ялуторовский» для изъятия водительского удостоверения у Кожевникова В.А.
Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивая на их удовлетворении, указывая, что заключением судебно-медицинской экспертизы наличие у Кожевникова В.А. диагноза «<данные изъяты>» подтверждено.
Административный ответчик Кожевников В.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, считает себя здоровым. Указывает, что летом 2019 года проходил обследование в <данные изъяты>, где наличие «<данные изъяты>» у него не выявлено.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Ялуторовский» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Суд признает неявку представителя административного ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, медицинскую карту амбулаторного больного №, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Судом установлено, что согласно карточки операции с водительскими удостоверениями, Кожевников В.А. на основании водительского удостоверения №7214322503, выданного 06.09.2013г. МОГТО АМТС и РЭР ГИБДД по Тюменской области, имеет право на управление транспортными средствами категории «В». Срок действия указанного водительского удостоверения до 06.09.2023г. (л.д. 14).
Согласно справок ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) от 18.02.2019г. и от 19.02.2019г., Кожевников В.А. у врачей <данные изъяты> и <данные изъяты> на учете не состоит, с 2010 года находится на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>» (л.д. 10-12).
Из исследованной в судебном заседании медицинской карты амбулаторного больного № на Кожевникова В.А. следует, что впервые ему врачом <данные изъяты> поставлен диагноз «<данные изъяты>» 24.11.2007г., как последствия перенесенной черепно-мозговой травмы. В листке уточненных диагнозов имеются записи о поставленном Кожевникову В.А. диагнозе «<данные изъяты>» с 03.07.2009г. Последний прием врача <данные изъяты> 29.01.2018г. По заключению <данные изъяты> от 11.02.2016г. поставлен диагноз «<данные изъяты>», рекомендовано продолжение лечения. По заключению <данные изъяты> от 17.07.2019г. поставлен диагноз «<данные изъяты>.»
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст.24 Федерального закона №196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В ч.1 ст.26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В соответствии с пунктом 8 раздела III «<данные изъяты>», к противопоказаниям к управлению транспортными средствами относится заболевание «<данные изъяты>», что соответствует группе кодов №.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 77 «О реализации Закона Российской Федерации «<данные изъяты>» утвержден прилагаемые Перечень медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Перечнем медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше Постановлением, установлено, что медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами категории «А,B,C» являются <данные изъяты> и заболевания, протекающие <данные изъяты>.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В связи с несогласием Кожевникова В.А. с наличием у него заболевания «<данные изъяты>» по его ходатайству определением суда от 10.06.2019г. была назначена судебно-медицинская экспертиза (л.д. 50-57).
Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы №196 от 30.08.2019г. ГБУЗ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы», согласно данным представленных медицинских документов на момент проведения экспертизы Кожевников Вячеслав Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдает <данные изъяты> с 2013 года. При этом, несмотря на отсутствие приступов, при <данные изъяты> 11.02.2016г. у него выявлена <данные изъяты>), характерная для данного заболевания. <данные изъяты> впервые фигурирует у Кожевникова в 24.11.2007г., как последствие перенесенной в 1993г. тяжелой черепно-мозговой травмы. Соответственно международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ 10) <данные изъяты> кодируется кодом № (л.д. 69-71).
Суд полагает установленным, что в судебном заседании материалами дела, заключением судебно-медицинской экспертизы подтверждено бесспорно, что Кожевников В.А. страдает заболеванием «<данные изъяты>» (код заболевания №) с 2009 года и по настоящее время, находится у врача <данные изъяты> на учете с данным заболеванием, предусмотренным «Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средством», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, и «Перечнем медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 77.
Таким образом, Кожевников В.А. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, что противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения.
В опровержение доводов о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами Кожевниковым В.А. представлен протокол обследования <данные изъяты> от 22.06.2019г., согласно которому при <данные изъяты> выявляется: <данные изъяты> (л.д. 77-78).
Между тем, данная справка в соответствии со ст.60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей, что суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела, не может быть принята судом как доказательства отсутствия у Кожевникова В.А. диагноза «<данные изъяты>», поскольку данное заключение, подписанное врачом-<данные изъяты>, не является диагнозом, о чем прямо указано в заключении, и требует интерпретации в контексте клинической картины.
При этом, сам факт нахождения административного ответчика на учете у врача <данные изъяты> до настоящего времени и отсутствие данных о наличии оснований для снятия его с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При таких обстоятельствах, поскольку Кожевников В.А., управляя источником повышенной опасности – транспортным средством, создает и может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих – участников дорожного движения, их имуществу, поскольку страдает <данные изъяты>, а наличие данного заболевания исключает право административного ответчика осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным водительского удостоверения, выданного Кожевникову В.А.
Доказательств отсутствия установленного диагноза, препятствующего управлению транспортными средствами, административным ответчиком не представлено.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, как это предусмотрено ч.3 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд руководствуется положениями ч.1 ст.103 КАС РФ, предусматривающей, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым в силу п.1 ст.106 КАС РФ, относятся и суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно ч.3 ст.108 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.
Положениями ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: государственной пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В связи с тем, что прокуроры при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве в силу ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины, с Кожевникова В.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, установленном п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что по ходатайству административного ответчика Кожевникова В.А. судом была назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено врачам-экспертам ГБУЗ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы», обязанность по оплате экспертизы определением суда возложена на административного ответчика.
Судебная экспертиза проведена, заключение экспертизы представлено в материалы дела и было исследовано и оценено в совокупности с другими доказательствами при рассмотрении спора.
Одновременно с заключением экспертизы в адрес суда поступило заявление ГБУЗ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы», проводившего экспертизу, о возмещении расходов на проведение экспертизы в размере 40 812 рублей путем их взыскания с Кожевникова В.А. (л.д. 72).
Учитывая, что судебная экспертиза была назначена по ходатайству административного ответчика Кожевникова В.А., который возложенную на него определением суда обязанность по оплате экспертизы не исполнил своевременно, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика в пользу ГБУЗ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы» 40 812 рублей за проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к Кожевникову Вячеславу Александровичу, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» о признании недействительным водительского удостоверения – удовлетворить.
Признать недействительным водительское удостоверение №7214322503, выданное 06.09.2013г. МОГТО АМТС и РЭР ГИБДД по Тюменской области на управление транспортными средствами категории «В» сроком действия до 06.09.2023 года, на имя Кожевникова Вячеслава Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с<данные изъяты>.
Взыскать с Кожевникова Вячеслава Александровича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Взыскать с Кожевникова Вячеслава Александровича в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы» 40 812 рублей за проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы.
Настоящее решение является основанием для Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» для изъятия у Кожевникова Вячеслава Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, водительского удостоверения №7214322503, выданного 06.09.2013г. МОГТО АМТС и РЭР ГИБДД по Тюменской области на управление транспортными средствами категории «В» сроком действия до 06.09.2023 года.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 05 октября 2019 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - И.А. Корякин.