Дело № 2а-1325/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 августа 2019 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Этмановой Т.Е., при секретаре Фроловой Н.В., с участием заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 11 УФСИН России по Оренбургской области» об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просил признать деятельность ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при накоплении (размещении) отходов животноводства 3-5 классов опасности на необорудованной в соответствии с требованиями законодательства площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в 1 км от административного здания ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в п. Губерля муниципального образования г.Новотроицк, а именно не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), обваловки и обособленной сети ливнестоков.
Обязать ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в срок до 01.12.2019 оборудовать место накопления отходов животноводства – навоза в соответствии с требования законодательства путем защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), создания искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), обваловки и обособленной сети ливнестоков.
В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковский А.В. требования искового заявления поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, против удовлетворения иска не возражал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
На основании ч. 2 ст. 11 ФЗ № 89, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно п. 1, 2 ст. 34 ФЗ № 7 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 ФЗ № 7 юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1 ст. 42 ФЗ № 7 при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Согласно п. 1, 2 ст. 49 ФЗ № 7 юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 242 от 22.05.2017 года, навоз крупного рогатого скота свежий (код ФККО - 1 12 110 01 33 4), навоз крупного рогатого скота перепревший (код ФККО - 1 12 110 02 29 5), навоз свиней свежий (код ФККО - 1 12 510 01 33 3), навоз свиней перепревший (код ФККО - 1 12 510 02 29 4).
Согласно ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) под отходами определяет остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Лица вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376).
Согласно п. 2.3.1 «СП 1.2.1170-02.1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.10.2002), навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
В соответствии с п. 6.6 "ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 537-ст) для защиты грунтовых вод от загрязнения хранение удобрений должно проводиться на площадках хранения, в навозо - пометонакопителях, имеющих монолитные бетонные, герметично сваренные пленочные покрытия либо имеющих в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 - 25 см.
Площадки хранения удобрений с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Избыточную влагу и навозную жижу отводят в существующую дренажно-канализационную систему либо засыпают сорбирующими материалами (опилками, торфом), которые после полного насыщения возвращают на площадку для производства удобрения.
Удобрения хранят на площадках, в накопителях, защищенных от проникновения подпочвенных, ливневых и поверхностных стоков, площадки хранения твердых видов удобрений органических должны быть оборудованы жижесборниками (п. 10.4 ГОСТ Р 53117-2008).
Судом установлено, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в дельности ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области, в ходе которой установлено следующее.
Видом деятельности ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области, в том числе является деятельность по разведению свиней и крупного рогатого скота.
Подсобное хозяйство по разведению указанных животных располагается на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в 1 км от административного здания ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в п. Губерля муниципального образования г.Новотроицк.
Количество свиней и крупного рогатого скота в ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в период с 01.08.2017 по 01.08.2018 составляло:
- на 01.09.2018 – свиней <данные изъяты> голов, КРС <данные изъяты> голов;
- на 01.10.2018 – свиней <данные изъяты> головы, КРС <данные изъяты> голов;
- на 01.11.2018– свиней <данные изъяты> головы, КРС <данные изъяты> голов;
- на 01.12.2018 – свиней <данные изъяты> голов, КРС <данные изъяты> голов;
- на 01.01.2019 – свиней <данные изъяты> голов, КРС <данные изъяты> голов;
- на 01.02.2019 – свиней <данные изъяты> голов, КРС <данные изъяты> голов;
- на 01.03.2019 – свиней <данные изъяты> голов, КРС <данные изъяты> головы;
- на 01.04.2019 – свиней <данные изъяты> голов, КРС <данные изъяты> головы;
- на 01.05.2019 – свиней <данные изъяты> голов, КРС <данные изъяты> голов;
- на 01.06.2019 – свиней <данные изъяты> головы, КРС <данные изъяты> голова;
В процессе осуществления ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области хозяйственной деятельности по разведению свиней и крупного рогатого скота в период с 01.09.2018 по 01.06.2019 образовывалось следующее количество отходов животноводства – навоза свиней и КРС:
- навоз КРС 2,326 тыс. тонн.
- навоза свиней 1,2 тыс. тонн.
Накопление отходов – навоза свиней производилось на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в 1 км от административного здания ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в п. Губерля муниципального образования г.Новотроицк
Место накопления отходов животноводства – «навоза» не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.).
Также, поверхность площадки хранения отходов – «навоза» не имеет искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), а также обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Таким образом, в период с 01.09.2018 по 01.06.2019 ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области допущено накопление отходов животноводства навоза свиней на открытой площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в 1 км от административного здания ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в п. Губерля муниципального образования г.Новотроицк, не оборудованной в соответствии с требованиями законодательства защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), а также не оборудованной обваловкой и обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области отсутствует проектная, технологическая и иная документация, разработанные и утвержденные технические условия на удобрение на основе навоза, технологический регламент на навоз, позволяющие относить навоз к продукции.
ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области не представлено сведений о наличии соответствующих площадок, имеющих искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие и обваловку для хранения навоза.
Таким образом, суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению.
Суд соглашается с истцом в части установления срока исполнения решения суда до 01.12.2019, считая его разумным и достаточным. Каких-либо возражений от ответчика в части срока исполнения требований административного иска, в суд не поступило.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Орского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 11 УФСИН России по Оренбургской области» об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления удовлетворить.
Признать деятельность Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 11 Управления федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области» не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при накоплении (размещении) отходов животноводства 3-5 классов опасности на необорудованной в соответствии с требованиями законодательства площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в 1 км от административного здания ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области в п. Губерля муниципального образования г.Новотроицк, а именно не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), обваловки и обособленной сети ливнестоков.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 11 Управления федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области» в срок до 01.12.2019 оборудовать место накопления отходов животноводства – навоза в соответствии с требования законодательства путем защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), создания искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), обваловки и обособленной сети ливнестоков.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 13.08.2019.
Судья: