Решение по делу № 12-42/2020 от 31.01.2020

Дело №12-42/2020

УИД 76RS0008-01-2020-000137-47

РЕШЕНИЕ

г. Переславль-Залесский     18 марта 2020 г.

Судья Переславского районного суда Ярославской области Быкова Н.Н., при секретаре Князевой Е.В., с участием представителя главы Администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцева В.А. по доверенности Сташневой А.В., представителя Переславского районного отдела УФССП России по Ярославской области Абрамовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении главы Администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцева Валерия Александровича о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с жалобой его представителя по доверенности Казановой Ю.В. на постановление начальника отдела Переславского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области Абрамовой А.С. о признании Астраханцева В.А. виновным в совершении указанного административного правонарушения и назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Переславского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области Абрамовой А.С. от 24.01.2020 г. глава Администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцев В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в связи с чем ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 руб.

Согласно указанному постановлению административное правонарушение выразилось в том, что в соответствии с решением Переславского районного суда Ярославской области от 26.04.2018 года должник Администрация Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области обязана была в срок до 01 сентября 2018 года установить дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» применительно к д.Чашницы Переславского района Ярославской области, оборудовать в границах д.Чашницы освещенную разворотную и посадочную площадку, установив в местах их нахождения дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» и 6.3.1 «Место разворота», 18.11.2019 года главе Администрации городского округа город Переславль-Залесский вручено предупреждение по ст. 315 УК РФ и требование об исполнении решения суда в срок до 02.12.2019 года. Однако по состоянию на 17.01.2020 года требования исполнительного документа не исполнены. Главе Администрации также было разъяснено, что за невыполнение настоящего требования будет составлен административный протокол по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Будучи несогласным с указанным постановлением, глава Администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцев В.А. в лице представителя по доверенности Казановой Ю.В. обратился в Переславский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Доводы жалобы сводятся к тому, что считают обжалуемое постановление не законным, что должником по исполнительному производству является Администрация Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, которая исполнила решение суда частично, дорожные знаки были установлены. Согласно определения Переславского районного суда Ярославской области от 28.10.2019г. произведена замена должника по исполнительному производству на Администрацию городского округа город Переславль-Залесский. 18.11.2019 г. главе Администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцеву В.А. было вручено требование об исполнении решения суда в срок до 02.12.2019 года. Постановление от 24.01.2020г. о привлечении Астраханцева к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ не соответствует ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении не отражено место и время совершения правонарушения, при описании события административного правонарушения должностным лицом административного органа не указаны обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение применительно к диспозиции ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Контроль за исполнением решения суда был возложен по распоряжению главы на его заместителя <В> Следовательно, глава не является должностным лицом, ответственным за неисполнение решения суда. Постановление о взыскании исполнительского сбора в адрес должника не направлялось.

В судебное заседание глава Администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцев В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще. Его представитель по доверенности Сташнева А.В. жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней. Представитель Переславского РОСП УФССП по Ярославской области Абрамова А.С. в судебном заседании просила суд оставить постановление от 24.01.2020г. без изменения, а жалобу Астраханцева В.А. без удовлетворения.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения актов неимущественного характера суда общей юрисдикции.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Из анализа указанных правовых норм следует, что для привлечения лица, являющегося должником в исполнительном производстве, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимы следующие условия: вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора с должника; наличие требования судебного пристава-исполнителя об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, вынесенного после постановления о взыскании исполнительского сбора; неисполнение должником без уважительных причин требований исполнительного документа во вновь установленный срок; виновность должника.

Из материалов дела следует, что исполнительное производство возбуждено в отношении Администрации Пригородного сельского поселения, предметом исполнения по которому является обязанность администрации в срок до 01 сентября 2018 года установить дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» применительно к д. Чашницы Переславского района Ярославской области, оборудовать в границах д. Чашницы освещенную разворотную и посадочную площадку, установив в местах их нахождения дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» и 6.3.1 «Место разворота».

Сведения о вынесении в отношении должника постановления о взыскании исполнительского сбора с должника в материалах дела отсутствуют.

Определением Переславского районного суда Ярославской области от 28 октября 2019 года, вступившим в законную силу 13.11.2019г., произведена замена должника по исполнительному производству на администрацию городского округа город Переславль-Залесский.

18 ноября 2019 года главе администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцеву В.А. вручено требование об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок до 02.12.2019 года.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Событие правонарушения и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу, устанавливаются относимыми и допустимыми доказательствами.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Вместе с тем, из представленных суду материалов следует, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушениями норм процессуального закона.

В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Названные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении главы администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцева В.А. был составлен в его отсутствие В указанном протоколе Астраханцев В.А. указан как должностное лицо.

В силу ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В нарушение указанной нормы извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Астраханцев В.А. по месту его жительства не направлялось.

Таким образом, доказательств получения Астраханцевым В.А. извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.

Кроме того, материалы дела не содержат доказательств направления или вручения протокола главе администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцеву В.А. до начала рассмотрения дела.

Административный протокол был направлен в адрес администрации городского округа город Переславль-Залесский, то есть по месту исполнения должностных обязанностей, а не по месту жительства Астраханцева В.А.

Невручение копии протокола лицу, в отношении которого ведется производство по делу, относится к числу существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое является безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, поскольку свидетельствует о том, что должностное лицо не создало условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Астраханцева В.А. составлен должностным лицом Переславского РОСП УФССП по Ярославской области с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.

По смыслу положений ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после его разрешения по существу, в связи с чем возможность устранения нарушения вышеуказанных процессуальных нарушений к настоящему времени утрачена.

Таким образом, допущенные по настоящему делу нарушения требовании КоАП РФ являются существенными и не могут быть устранены на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением закона и не мог быть использован при вынесении постановления по делу.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Протокол об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.

Поэтому недопустимость протокола об административном правонарушении влечет прекращение производства по делу, так как такой протокол не имеет юридической силы, не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и быть взят в основу постановления о назначении административного наказания.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ, являясь существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу решения, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.

Довод жалобы относительно того, что должником по исполнительному производству является Администрация Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, а в последствии после замены должника Администрация городского округа город Переславль-Залесский, а также довод о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора в адрес должника не направлялось нахожу заслуживающим внимания.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, является должник по исполнительному производству. Об этом прямо указано в диспозиции ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Установлено, что Астраханцев В.А. не является должником по исполнительному производству. Следовательно, не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Действительно материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о том, что в отношении должника выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора, нет данных о вынесении именно после него требований об исполнении решения суда.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду отсутствие состава административного правонарушения. В cвязи c видoм пpинимaeмoгo peшeния нeoбxoдимocти в oцeнкe ocтaльныx дoвoдoв жaлoбы нe имeeтcя.

На основании изложенного, руководствуясьст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Переславского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области Абрамовой А.С. от 24 января 2020 года, принятое в отношении главы администрации городского округа город Переславль-Залесский Астраханцева Валерия Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья:      Н.Н. Быкова

12-42/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Глава городского округа города Переславля- Залесского Астраханцев В.А.
Другие
Сташнева А.В.
КАЗАНОВА Ю.В.
Суд
Переславский районный суд Ярославской области
Судья
Быкова Наталья Николаевна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
pereslavsky.jrs.sudrf.ru
03.02.2020Материалы переданы в производство судье
04.02.2020Истребованы материалы
25.02.2020Поступили истребованные материалы
25.02.2020Судебное заседание
18.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее