Дело № 2 А -1967/2019
РЕШЕНИЕ(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Горина Л.М.,
при секретаре судебного заседания Лобыревой О.Ю.,
с участием административного истца- прокурора Войновой В.В.,
представителя административного ответчика-
Администрации Ворошиловского района города Волгограда ФИО5, ФИО3,
02 октября 2019 года г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ворошиловского района гор. Волгограда о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
руководствуясь статьями 175-177, 187, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление <данные изъяты>, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки- удовлетворить.
Признать бездействие <данные изъяты> незаконным, выразившееся в неорганизации проведения ликвидации скопления отходов производства и потребления на площади 985 куб. м территории <адрес>.
Обязать администрацию <данные изъяты> организовать проведение ликвидации свалок на площади 985 куб.м. территории <адрес>:
- <адрес> объемом 15 куб. м. (48.684985,44.490270);
-<адрес> на площади 15 кв.м., объемом 3 куб.м. (48.680613,44.485169);
-в <адрес> на площади 500 кв.м. (48.680613,44.485169);
- объемом 25 куб. м. за территорией бывшего консервного завода по <адрес> на площади 120 кв. м., объемом 10 куб. м. (48.680613,44.485169)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Горина Л.М.
Дело № 2 А -1967/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Горина Л.М.,
при секретаре судебного заседания Лобыревой О.Ю.,
с участием административного истца- прокурора Войновой В.В.,
представителя административного ответчика-
<адрес> ФИО5, ФИО3,
02 октября 2019 года г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты>, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к <адрес> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
установил:
<адрес> обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 135 КАС РФ, в котором просит признать бездействие администрации <адрес> незаконным, выразившееся в не организации проведения ликвидации скопления отходов производства и потребления на площади 985 куб. м территории <адрес>; обязать администрацию <адрес> организовать проведение ликвидации свалок на площади 985 куб.м. территории <адрес>:
- по <адрес> Б имеется свалка, площадь которой в настоящее время составляет более 150 кв.м., объем – 18 куб.м. (№);
- в <адрес> на площади 200 кв. м., объемом 15 куб. м. №);
-в <адрес> на площади 15 кв.м., объемом 3 куб.м. №);
-в <адрес> на площади 500 кв.м. (№);
- объемом 25 куб. м. за территорией бывшего <адрес> на площади 120 кв. м., объемом 10 куб. м. (№)
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой <данные изъяты> Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о благоустройстве, в том числе при обращении с отходами производства и потребления на территории района, в ходе которой выявлены нарушения. На администрацию района п.п.2.3.29 Положения, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, возложена обязанность по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 19 Правил запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Вместе с тем, проверкой установлено, что вышеуказанные требования законодательства и муниципальных нормативных актов не соблюдаются, <адрес> <адрес> Волгограда не приняты достаточные меры по организации работ по уборке и благоустройству территории района, что приводит к созданию пожароопасной ситуации, возгоранию мусора, как растительного, так и бытового.
Так, проведенной в мае 2019 года проверкой установлено, что на территории <адрес> имеется свалка, площадь которой в настоящее время составляет более 150 кв. м, объем – 18 куб.м.
Так же вскрыты иные места размещения отходов, <адрес> <адрес> от <адрес> 15 кв. м, объемом 3 куб. м; в 100 м <адрес> <адрес> на площади 500 кв. м, объемом 25 куб. м, за <адрес> на площади 120 кв. м, объемом 10 куб. м.
При этом указанные территории не являются придомовыми, земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов.
Наличие свалок на отмеченных территориях свидетельствует о непринятии всего комплекса мер по благоустройству территории <адрес>, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
21.05.2019 прокуратурой района в адрес главы администрации <адрес> по выявленным нарушениям внесено представление об их незамедлительном устранении.
Вместе с тем, по результатам его рассмотрения конкретных мер, направленных на обеспечение ликвидации вышеперечисленных свалок администрацией <адрес> не принято.
Изложенное послужило основаниям для общения в суд с заявленными требованиями.
Административный истец- помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала, с учетом уточнения согласно ст. 135 КАС РФ, пояснив, что от исковых требований по ликвидации свалок по <адрес> <данные изъяты> отказалась.
Административный ответчик <данные изъяты> в лице представителя ФИО3 и ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признали, пояснив суду, что надлежащим административным ответчиком в данном случае будет являться именно Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, в полномочия которого входит организация деятельности по обращению с отходами на территории Волгоградской области. Просят отказать в иске в полном объеме.
Заинтересованное лицо Администрация Волгограда в судебное заседание не явился, представив возражения на исковое заявление, согласно которого Административным истцом не учтено, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов, разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов, принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением и др.
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, исходя из закрепленных за ними полномочий, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно также осуществляет деятельность по организации ликвидации свалок (данный довод нашел свое отражение в решении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 23.08.2016 № 616 «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на проведение конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на проведение конкурсного отбора регионального оператора определен комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области. Конкурсной комиссией по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами победителем объявлен ООО «Управление отходами — Волгоград». К своим обязанностям по оказанию коммунальной услуги организация приступила с 1 января 2019 года.
В соответствии с положениями Приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 16.09.2016 № 1310 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Волгоградской области» Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
С 1 января 2019 года на территории Волгограда и Волгоградской области, как и по всей России, начала действие система комплексного обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), которую осуществляет региональный оператор ООО «Управление отходами-Волгоград».
Из чего следует, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по контролю за исполнением договорных отношений хозяйствующего субъекта и населением.
Действующим законодательством не поименованы ни конкретные организационные мероприятия, в которых органы местного самоуправления обязаны принимать участие, ни степень и объем их участия в организации деятельности по обращению с отходами. <адрес> Волгограда как орган местного самоуправления, как указывалось выше, лишь обязана принять участие в организации таковой деятельности. Сама обязанность по организации деятельности возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Данные выводы нашли свое подтверждение и в самом административном исковом заявлении прокурора <данные изъяты>, где указано, что обстоятельством для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организации такой свалки. Однако, <данные изъяты> не является организатором указанной свалки, что подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, <данные изъяты> <данные изъяты> Волгограда в соответствии с Положениями об администрациях районов Волгограда, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252 «Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда», постоянно предпринимает меры по устранению несанкционированных свалок в рамках доведенных бюджетных средств.
В соответствии с п. 19 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
Следовательно, для привлечения к ответственности за данное нарушение правил пожарной безопасности требуется доказать факт санкционированного (с разрешения уполномоченного органа местного самоуправления) размещения свалки горючих отходов. Само наличие несанкционированной свалки образует состав правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое несет лицо, нарушившее соответствующие экологические требования.
Административным истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что непосредственно <данные изъяты> организовала свалку, либо свозила туда отходы. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств, что выявленные свалки действительно являются свалками горючих отходов. Действующее законодательство не раскрывает понятие «горючие отходы».
Вместе с тем в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242, к отходам относится мусор и смет уличный, мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций и так далее, тогда как отхода «горючий мусор» Федеральный каталог отходов не содержит.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Следовательно, <данные изъяты> не является субъектом нарушения, предусмотренного пунктом 19 Правил противопожарного режима утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, администрация Волгограда просит отказать в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> в полном объеме.
Заинтересованное лицо Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела для участия в судебном заседании уполномоченного представителя не направили, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
Заинтересованное лицо <данные изъяты>» будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела для участия в судебном заседании уполномоченного представителя не направили, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч.2 ст.22 КАС РФ).
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность).
На основании ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
К вопросам местного значения городского округа относится участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.п. 24, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Аналогичные положения содержатся в ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.
Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
На основании п.п. 2.4, 5.1, 7 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.10.2008 №10/304 (далее – Положение №10/304), деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности осуществляется администрацией Волгограда, предприятиями, учреждениями и организациями Волгограда, населением Волгограда в соответствии с действующим законодательством. Должностные лица администрации Волгограда в пределах своих полномочий организуют и контролируют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории Волгограда. Ответственность должностных лиц за нарушение норм, изложенных в данном Положении, наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6.1 Положения №10/304 финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности является расходным обязательством бюджета Волгограда.
При этом, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения (п.1.2 Положения №10/304).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее-Правила).
В соответствии с п. 19 Правил запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
Как следует из материалов дела, в связи с проверкой <данные изъяты> проведена проверка с целью соблюдения законодательства о благоустройстве, в том числе при обращении с отходами производства и потребления на территории района, в ходе которой выявлены нарушения.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> Б имеется свалка, площадь которой в настоящее время составляет более 150 кв.м объем 18 куб.м. Также вскрыты иные места размещения отходов в <адрес> <адрес> на площади 200 кв. м., объемом 15 куб. м. (№);
-в 12 м через дорогу от <адрес> на площади 15 кв.м., объемом 3 куб.м. (№);
-в 100 м. юго-восточнее нежилого <адрес> на площади 500 кв.м. (№);
- объемом 25 куб. м. за территорией бывшего консервного завода по <адрес> на площади 120 кв. м., объемом 10 куб. м. №)
<адрес> принесено представление в адрес администрации <адрес> об устранении нарушений действующего законодательства.
В соответствии со статьями 3,19,38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие свалок на отмеченных территориях свидетельствует о неблагоустроенности территории <адрес> Волгограда, создает благоприятные условия для возникновения и распространения природных пожаров, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Поскольку термины «несанкционированная свалка» или «ликвидация несанкционированных свалок» в Федеральном законе № 89-ФЗ не установлены и не используются, то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной указанным Законом.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию ликвидации такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Пунктами 1.1, 2.2.7, 2.19.23, 2.20.8 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы № 55/1587 от 22.03.2017 установлено, что Департамент является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожной деятельности, благоустройства, охраны окружающей среды, обеспечения населения услугами связи и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования городской округ город-герой Волгоград; организует мероприятия по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях, занятых городскими лесами Волгограда; осуществляет в соответствии с бюджетным законодательством функции главного распорядителя бюджетных средств Волгограда, предусмотренных для реализации полномочий, возложенных на Департамент, обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий условий, установленных при их предоставлении; представлять в департамент финансов администрации Волгограда предложения по формированию расходной части бюджета Волгограда по направлениям деятельности Департамента.
В соответствии с п. 5.3 Постановления администрации Волгограда от 26 июня 2015 года № 891 «Об упорядочении работ по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда» для выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда и установления факта ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления собственником (правообладателем) земельного участка или в рамках заключенного администрациями районов, МБУ ЖКХ районов, муниципального контракта администрацией Волгограда создаются комиссии по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территориях районов Волгограда (далее - Комиссии), действующие в соответствии с пунктами 5.4 - 5.7, 5.12, 5.13, 5.23, 5.24 раздела 5 Порядка.
Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Частью 1 ст. 51 Закона №7 - ФЗ и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Закона действительно установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.001 № 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.
Приказом комитета природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории <адрес> (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования в отношении сбора (в том числе раздельного сбора) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории <адрес> в целях организации рациональной системы сбора ТКО для предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, а также вовлечения полезных компонентов, содержащихся в ТКО, в хозяйственный оборот.
В соответствии с п. 2.3. Порядка на территории <адрес> запрещено:
- несанкционированное размещение ТКО, а также накопление ТКО вне установленных мест.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2.1.3 Положения о Комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в сфере обращения с отходами производства и потребления: разрабатывает и реализует региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами, участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории <адрес> и др.
Вместе с тем, до настоящего времени несанкционированные места размещения отходов на территории <адрес> городского округа город- герой Волгоград не ликвидированы.
Согласно ст. 60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что на территории Ворошиловского городского лесничества Волгограда расположены несанкционированные места размещения отходов, указанные в акте прокурора, которые до настоящего времени не ликвидированы. Выявленные факты несанкционированного размещения отходов являются нарушением требований действующего законодательства, а также ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащая работа Департамента городского хозяйства администрации Волгограда по реализации полномочий по организации мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях, занятых городскими лесами Волгограда.
Делая данный вывод, суд исходит из того, что в силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Учитывая, что те надзорные и организационные мероприятия по сбору и утилизации несанкционированных свалок, которые предпринимают сторонами, являются явно недостаточными, суд приходит к выводу о том, что наличием несанкционированного размещения отходов на территории <адрес> создается угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а потому суд считает необходимым удовлетворить исковые требования, установив в соответствии с требованиями ст. 187 КАС РФ, для исполнения возложенной судом обязанности восьмимесячный срок, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 187, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора <данные изъяты>, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки- удовлетворить.
Признать бездействие <данные изъяты> незаконным, выразившееся в неорганизации проведения ликвидации скопления отходов производства и потребления на площади 985 куб. м территории <данные изъяты>
Обязать администрацию <данные изъяты> организовать проведение ликвидации свалок на площади 985 куб.м. территории <данные изъяты>
- <адрес> на площади 200 кв. м., объемом 15 куб. м. (№);
-<адрес> площади 15 кв.м., объемом 3 куб.м. (№);
-в <адрес> на площади 500 кв.м. (№);
- объемом 25 куб. м. за территорией бывшего консервного завода по <адрес> на площади 120 кв. м., объемом 10 куб. м. (№)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Горина Л.М.
Мотивированное решение суда составлено 07 октября 2019 года.
Судья Горина Л.М.