Дело № 2-1126/2020 22RS0068-01-2020-000041-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 16 марта 2020 г.
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
Судьи Чепрасова О.А.
при секретаре Губенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рошака Романа Юрьевича к Министерству финансов РФ, ФКУ СИЗО-1, ФСИН России, УФСИН России по АК о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Рошак Р.Ю. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 о взыскании компенсации морального вреда в размере 600 000 р. за ненадлежащие условия содержания.
В обоснование требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в камерах № № в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю. В указанное время условия содержания не соответствовали ФЗ № 103 от 15.07.1995 г. и Международным стандартам в области прав человека. В камерах СИЗО было плохое освещение, ненадлежащий ремонт камер, сырость, плесень, грибок в камере, клопы, тараканы, отсутствие горячей воды. Он содержался в камерах с ВИЧ-инфицированными, не получал положенные на 1 человека в сутки 500 гр. хлеба, 100 гр. рыбы, 25 гр. маргарина, 100 мл. коровьего молока, 0,2 гр. горчичного порошка. В связи с ненадлежащими условиями содержания, у него ухудшилось физическое самочувствие, ухудшилось зрение. Истец неоднократно объявлял голодовку и отказывался от приёма пищи. Заявления о голодовке сотрудники не принимали, никак не реагировали и запугивали. Оценивая причиненный ему моральный вред в 600 000 р., просил взыскать указанную сумму с ответчиков.
При подготовке к судебному разбирательству судом в качестве третьих лиц привлечены УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России. В последующим УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России переведены из числа третьих лиц в ответчики.
В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела по месту содержания.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в заседании возражала против удовлетворения требований, представила отзыв на иск. Указала, что истцом не представлено доказательств причинения вреда и причинно–следственной связи с ненадлежащими условиями содержания; заявленная компенсация морального вреда является завышенной.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по АК в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Указала, что вина СИЗО-1 в причинении морального вреда истцу отсутствует. Условия содержания соответствовали действующим нормам.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по АК в судебном заседании поддержал отзыв на иск. Указал, что истцом не представлены обоснования того, что условиями содержания в СИЗО-1 ему причинены физические и нравственные страдания.
Суд, с учётом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано на необходимость учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (пункт 15).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Главой II Федерального закона №103-ФЗ регулируются права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение во время содержания под стражей (статьи 17-31).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Рошак Р.Ю. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (185 дней).
Согласно камерной карточке за время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю истец содержался в камерах №№
По прибытию в СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ, заключенный под стражу Рошак Р.Ю. в соответствии с п. 15 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189 на период оформления учетных документов был размещен в камере сборного отделения 015, общей площадью 16, 1 кв.м. на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляций.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был размещён в камере №, общей площадью - 20,5 кв.м., оборудованной 5-ю спальными местами, с учётом Рошак Р.Ю., содержалось от 4 до 5 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был размещён в камере № общей площадью - 16,0 кв.м., оборудованной 4-я спальными местами, с учетом Рошак Р.Ю., содержалось от 2 до 4 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был размещен в камере № общей площадью - 22,5 кв.м., оборудованной 5-ю спальными местами, с учетом Рошак Р.Ю., содержалось 5 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был размещён в камере № общей площадью - 36,6 кв.м., оборудованной 9-ю спальными местами, с учетом Рошак Р.Ю., содержалось от 6 до 9 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был размещён в камере № общей площадью — 12,1 кв.м., оборудованной 3-я спальными местами, с учетом Рошак Р.Ю., содержалось от 1 до 3 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона №103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин), все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы камеры СИЗО камеры оборудуются, в том числе, одноярусными или двухъярусными кроватями, полкой для туалетных принадлежностей, полкой для посуды, полкой для продуктов, столом и скамейками (при этом скамейка и стол для приема пищи соответствуют посадочным местам, отдаленность от санитарного узла составляет не менее 2-х метров), санитарным узлом, краном с водопроводной водой, раковиной, светильником дневного и ночного освещения. настенным зеркалом, розеткой для подключения электроприборов, урной для мусора, бачком для питьевой воды, вешалкой для верхней одежды, радиодинамиком, тазиком, кнопкой для вызова администрации, системой приточно-вытяжкой вентиляции. которая работает в соответствии с графиком утвержденным начальником учреждения в камере имеется бытовой вентилятор, инвентарь для уборки камеры (совок, щетка, тряпка).
Таким образом, за время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Алтайскому краю Рошак Р.Ю. был обеспечен спальным местом. Количество спальных мест рассчитано, исходя из санитарной площади на одного человека, соответствует количеству лиц, содержащихся в камере. Требования статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части соблюдения нормы санитарной площади, из расчета 4 квадратных метра на одного человека, в камерах №№ соблюдены.
Питание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО-1, было организовано на основании приказа ФСИН России от 02.09.2016 №696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Выдача пищи производится в горячем виде три раза в сутки. Для лиц, содержащихся в СИЗО-1, обеспечивается разнообразие блюд, что подтверждается раскладками продуктов по минимальной норме. Минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.20058 №205.
Так, ежедневно, согласно раскладок продуктов питания, выдавались хлеб из смеси муки пшеничной 1 сорта и ржаной обдирной 300 гр., хлеб пшеничный из муки 2 сорта 200 гр.; сельдь свежая 100 гр. или сельдь солёная 100 гр.; 25 гр. маргарина, 100 мл. коровьего молока 0,2 гр. горчичного порошка.
Санитарно-эпидемиологический режим в СИЗО-1 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.03.199 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 «Об утверждении СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
С целью оказания услуг по проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий в помещениях СИЗО-1, ответчиком заключались контракты с ИП Жигало А.С. от ДД.ММ.ГГГГ № (срок оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № (срок оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ услуги в рамках указанных контрактов оказывались в полном объеме, о чём были составлены акты № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Санитарное состояние камер оценивается ежедневно во время утренних проверок. За период содержания истца в камерах СИЗО-1, в которых он содержался, недостатков при оценке санитарного состояния не выявлено. Жалоб о наличии в камерах насекомых, паразитов, тараканов, клопов и крыс от Рошака Р.Ю. в адрес сотрудников медицинской части учреждения не поступало.
Согласно справке главного энергетика ГКБО от 27.01.2020 камеры №№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оборудованы искусственным и естественным освещением согласно СНиП 23-05 «Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение». Искусственное освещение камеры осуществляется системой ночного и основного освещения и соответствует норме освещенности. Освещенность камер соответствовала норме освещенности (норма - 100 Лк). Естественное освещение камеры осуществлялось через оконный проем. В соответствии с требованиями Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ №161дсп от ДД.ММ.ГГГГ: низ оконных проемов оконных помещениях располагается на высоте 1,5 м от пола. Размеры оконного проема составляют не менее 1,2 м. по высоте и не менее 0,9 м. по ширине. Оконные проемы камер СИЗО-1 застеклены, на окнах установлены решетки из арматуры диаметром 10 мм. с размером ячейки 50x50мм., что соответствует требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2007 №407 «Об утверждении каталога специальных режимных изделий». Жалюзи на окнах в камерах СИЗО-1 №№ не предусмотрены.
Система приточно-вытяжной вентиляции в камерах СИЗО-1, в том числе в камеры №№, 414, 244, 454, 429, смонтирована в соответствии с требованиями п.14.14, приказа Министерства юстиции РФ от 28.05.2001 №161 дсп «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» и выполнена единообразно в виде короба по всему коридору корпуса и ответвлений от него в камеры, отсутствие ее в какой-либо отдельно взятой камере исключено. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные каналы. Приточные и вытяжные отверстия располагаются в перегородках под потолком и ограждаются металлическими решетками. В учреждении установлены вентиляторы ВР 300-45-3/15, обеспечивающие циркуляцию воздуха в отдельно взятом камерном помещении в среднем 30 куб.м./час, что соответствует требованиям СНиП 41-01-2003 года. Вентиляция в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в исправном состоянии, её работоспособность контролировалась как со стороны сотрудников отдела режима, так и со стороны коммунально-бытовой службы.
Относительная влажность в камерах СИЗО-1 №№ в период содержания Рошака Р.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствовала норме по ГОСТу 30494-2011 и находилась в диапазоне 30%-60%.
Камеры №№ в период содержания Рошака Р.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оборудованы радиаторами отопления, температурный режим соответствовал норме (не ниже +18°С).
Горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Холодное водоснабжение осуществляется централизовано от сети ООО «Барнаульский Водоканал». Перебоев в подаче горячей и холодной воды за период содержания Рошака Р.Ю. не допускалось.
Согласно журнала учёта контрольных технических осмотров в следственном изоляторе №1 У ФСИН России по Алтайскому краю недостатков в части материально-бытового оборудования и технического оснащения камер №№,414, 244,454,429 не выявлено, камеры исправны.
Согласно справке начальника канцелярии СИЗО-1 от 27.01.2020 на приём к руководству Рошак Р.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с жалобами, предложениями и заявлениями не обращался.
За весь период содержания истца в СИЗО-1 им было направлено 6 писем:
закрытое письмо в Центр содействия реформе уголовного правосудия;
закрытое письмо в Генеральную прокуратуру РФ;
обращение в Приморский краевой суд;
закрытое письмо в Генеральную прокуратуру РФ;
обращение в Приморский краевой суд;
закрытое письмо в Верховный суд РФ Президиум.
Иная корреспонденция истцом не отправлялась.
Довод истца в части ухудшения у него зрения не подтвердился в ходе рассмотрения дела.
Так, согласно данным СИЗО-1, за период отбывания наказания в учреждениях УИС Приморского края истец неоднократно обращался за медицинской помощью к врачу-стоматологу. В 2016 году проходил лечение у врача-дерматовенеролога по поводу чесотки, дерматита, осложнённого пиодермией.
По прибытии в ФКУ СИЗО-1 осматривался врачом-терапевтом в связи с заболеванием ОРВИ, назначена лекарственная терапия. 02.04.2019 отказался от проведения планового флюорографического обследования и осмотра врача-терапевта. На диспансерном учёте по поводу хронических заболеваний не состоял. Сведений о наличии жалоб по поводу ухудшения зрения не имеется.
Кроме того, суд установил, что необоснован довод истца в части необходимого раздельного содержания ВИЧ-инфицированных и здоровых заключенных.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1995 №38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации, обладающие на её территории всеми правами и свободами и несущие обязанности в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, субъектов РФ. Не допускаются ограничения прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ- инфекции.
Международным законодательством (11-й Общий доклад Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R(93)6 и № R(98)7, рекомендации Всемирной организации здравоохранения по проблемам ВИЧ-инфекции и СПИДу в тюрьмах прямо указано на то, что больные ВИЧ-инфекцией заключенные не должны отделяться от остальных, за исключением тех случаев, когда в этом есть строгая необходимость по медицинским или другим основаниям. Не существует медицинских показаний для отдельного содержания лиц, лишенных свободы, только на том основании, что они являются ВИЧ-инфицированными.
Таким образом, Рошаком Р.Ю. не представлено достоверных доказательств в обоснование своих требований.
Доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений, не имеется.
Оценивая совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что ответчиками опровергнуты доводы истца о содержании его в ненадлежащих условиях.
С учетом изложенного отсутствуют основания для удовлетворения иска.
При этом с истца подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета 300 р.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Рошака Романа Юрьевича к Министерству Финансов РФ, ФКУ СИЗО №1, ФСИН России, УФСИН России по АК о компенсации морального вреда
оставить без удовлетворения в полном объеме.
Взыскать с Рошака Романа Юрьевича госпошлину в доход местного бюджета 300 р.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.
Судья: Чепрасов О. А.